Скульптура авангарда в России начала 20 века

Начало 20 века ознаменовало наступление эпохи поиска и экспериментов. Новое время требовало новых подходов и идей. Отечественная художественная мысль, формировавшаяся под воздействием:

  • многообразных внешних (развитие модернистских течений в Европе)
  • и внутренних (изменение социально-политической атмосферы) факторов,

также искала новые формы выхода.

Творческая трансформация затронула все сферы человеческой жизни, в частности и скульптуру.

Направления, идеи, авторы стиля авангард

Пересмотр категорий, методов и инструментов, которыми оперировала традиционная скульптура, тесно связан с европейскими тенденциями. Многие российские мастера, обучавшиеся в парижской Школе изящных искусств, по возвращении домой становились проводниками новых идеологических течений. Некоторые из них преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – творческой альма-матер, где происходило дальнейшее вызревание новаторских приемов и концепций.

Не исключением стал и именитый ученик Огюста Родена Павел (Паоло) Трубецкой – протагонист импрессионизма в скульптуре России.
Идеологические постулаты импрессионистического направления сводились к следующим:

  • Динамичность образа. Скульпторы противопоставляли действие статике, стремились «оживить» творение, улавливая и фиксируя мимолетность жестов, движений, поз;
  • Художественная многогранность. Разнообразие фактуры, светотеневые акценты, игра бликов фактически подчинили себе видимую сторону скульптуры
П.Трубецкой. Памятник Александру III

П.Трубецкой. Памятник Александру III

Своеобразный и неповторимый стиль Трубецкого, основанный на пластичности и строгости форм, психологической выразительности, отсутствии инертных поверхностей наиболее ярко проявился в одном из самых колоритных монументов 20 века — памятнике Александру III.
Но постепенно импрессионистские мотивы, которыми была насыщена скульптура начала 20 века, уступают место неоархаике и кубизму, идейно и композиционно связанных друг с другом с 1910 года.

Популярность фольклорной тематики (сюжеты, символы) – своего рода фундамента неоархаического стиля – была обусловлена уникальным открытием художниками Парижа новых источников вдохновения в технике и приемах неклассической скульптуры (древнеассирийской, африканской). Среди материалов, помимо глины и мрамора, активно осваиваются дерево и камень. Параллельно, в первую очередь, в живописи, в трехмерных стереометрических полотнах Пикассо, формируется идеология кубизма.
Неоархаика и кубизм характеризовались концептуальной схожестью, в частности, в отношении восприятия объема и массы как смыслообразующих скульптурных единиц.

Стал активно развиваться и применяться метод прямой рубки, предполагающий высекание художественного объекта непосредственно в материале (мрамор, дерево), в обход предварительной лепки из глины.

Идейная сущность кубизма, обнажающая тяготение к упрощенным формам и геометризации фигур, нашла отражение в работах Александра Архипенко и Осипа Цадкина, чье творческое становление проходило в Европе и США.

Художественное освоение «негативного пространства» у Архипенко («Гондольер», «Идущая женщина») и выразительное использование пустот и разрывов у Цадкина («Орфей») дополняли и совершенствовали стилевой и идейный рисунок данного направления.

Динамичное освоение метода кубистической деформации, особенно явно реализованного как в работах скульпторов, так и в живописи Пикассо в период 1909-1914 гг., формировало понимание скульптуры как материальной осязаемости.

А.Архипенко. "Идущая женщина"

А.Архипенко. «Идущая женщина»

Влияние кубизма прослеживается в трудах, особенно ранних, и многих других именитых мастеров искусства. Так, в творчестве Веры Мухиной — ученицы Антуана Бурделя – оно выразилось в экспрессии и остроте форм и гармоничности зрительных объемов, а в интерпретации Бориса Королева (1914-1921 гг.) – в предельной геометризации тела человека, обобщенных примитивах и социально-психологической напряженности. Надо отметить, что известный кубистический проект Королева – памятник Бакунину – был сурово раскритикован, что заставило скульптора пересмотреть взгляды и перенести свое художественное видение в область реализма.

О.Цадкин "Орфей"

О.Цадкин «Орфей»

Таким образом, творческая среда 1920-х гг. находилась в постоянном колебании. Концептуальное и практическое совершенствование и переплетение различных течений авангарда, особенно воздействие кубизма и экспериментов в живописи, создавали новаторское художественное полотно, на котором скульпторы 20 века активно переплавляли идейную дискретность в целостные образы, дополняя и обогащая их персонализированными штрихами.

Сформировались новые принципы:

  • лаконизм форм, граничащий со схематичностью;
  • значимость фактуры (характера поверхности изделия, способа обработки) как инструмента психо — эмоциональной выразительности;
  • важность цвета (контрастности, насыщенности, колорита) как способа самовыражения

Ярким примером данных тенденций были работы Исидора Фрих-Хара («Шашлычник», «Поэт пустыни»), функционально комбинирующие утилитарную и эстетическую сущности материала с эмоциональной окантовкой художественного примитива, и Дмитрия Цаплина («Грузчик»), обнажающие тяготение к стихийной неоархаике.

В это же время формируется новое понимание пространства: оно становится не фоном, а композиционным элементом, отображающим идейную составляющую скульптуры; инструментом аккумулирования и гармонизации центробежных сил.

Такая динамическая, структурозадающая сущность пространства была наглядно отражена в трудах Иосифа Чайкова конца 1910- начала 1920 гг. Надо отметить, что почвой для авторского вдохновения служили концепции супрематизма, конструктивизма и элементы скульптживописи Архипенко.
Особое прочтение в скульптурной традиции русского авангарда, помимо кубизма и неоархаики, получил символизм. Значимую роль в развитии данного направления сыграл Александр Матвеев.

Работы мастера и труды его учеников отражали основные идеологические принципы символизма:

  • композиционную завершенность и сбалансированность;
  • ясное понимание объемов и их конструктивное взаимопроникновение

План «монументальной пропаганды», принятый Лениным в 1918 году, корректирует и видоизменяет стилевые особенности авангардистских течений, в том числе и символизма. Набирает обороты так называемый монументализированный стиль, наложивший отпечаток на работу с неопримитивами.

Новые веяния, в частности, проявились в скульптуре «Мудрость» Иннокентия Суворова, входившего в коллектив «мастеров аналитического искусства» под руководством художника Павла Филонова. Это произведение было выполнено в технике так называемого «сделанного примитива» и отличалось асимметричностью линий и философской выразительностью, взывающей к пониманию единства новой социальной реальности с вечностью. В таком же идейном ключе создавали свои работы Беатриса Сандомирская и Сергей Меркуров («Мысль», «Смерть вождя»).

Скульптура авангарда в творческой взаимосвязи с другими искусствами

Творческие пробы и искания расщепляли художественные границы, создавая условия для идейного заимствования. Показательным примером перманентного взаимопроникновения жанров и областей являлись опыты Татлина, работавшего на стыке живописи и скульптуры. Он создавал «искусство» из любых, порой совершенно неэстетичных бытовых материалов. Его контррельефы и коллажи ознаменовали творческую экспансию трехмерного пространства, формирование нового культурного смысла через сопоставление различных вещественных сущностей.

Татлин. "Контрельеф"

Татлин. «Контрельеф»

Его произведения – симбиоз структурной эргономичности и глубины; скульптура, в его понимании, – процесс не только мысленного созидания, но и практического конструирования. Идеи художники нашли яркое отражение в создании знаменитой Башни III Интернационала (1919-1920 гг.) и футуристического проекта летательного аппарата «Леталин».
Также в 1919 году в трудах другого деятеля искусства – скульптора и графика Давида Якерсона — стали прослеживаться принципы супрематизма. Якерсон активно использовал технику прямой рубки и создавал художественно-осмысленные постаменты – номинальные предвозвестники будущих архитектонов Малевича.
Скульптурно – архитектурное взаимодействие просматривалось в воплощенных работах и аналитических изысканиях конструктивистов и рационалистов. Например, Николай Ладовский и Борис Королев активно сотрудничали в сфере поиска гармоничных сочетаний пластики и пространства.

Итоги и историческое значение авангарда в скульптуре 20 века:

Идейно-художественная активность 20-х гг. трансформировалась в ряд новаторских скульптурных проектов, начиная с вращающейся башни Татлина и заканчивая памятником 26 бакинским комиссарам Якулова (1923 г.) и эпическими ленинградскими проектами памятников Ленину (1932 г.).
Модернизм в архитектуре воплотился также в пространственно-повествовательных и отличающихся особой пластикой декоративных композициях Меера Айзенштадта и Иосифа Чайкова.
Но наработки 20-х гг. фактически не нашли конструктивного отклика в будущем. В монументальном искусстве 60-х гг., наглядно реализованном в творчестве Владимира Кудряшова и художественного объединения «Изорам», в качестве питательного идейно-сюжетного сырья использовались мотивы и комбинации, отраженные в формализованных, каркасных фигурах, создаваемых для массовых праздников 1920-1930-х гг. и отличающихся эффектными очертаниями силуэта, композиционным лаконизмом и острой социальной подоплекой.

Но, несмотря на это, скульптура 20 века во всей своей эклектичной выразительности оказала заметное влияние на формирование отечественного художественного мировоззрения.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий