«Чёрный квадрат» Малевича зачастую является единственным знакомым массам произведением принадлежащего к авангардизму абстракционизма и его направления – супрематизма. Причём, если первые два термина пользуются той или иной степенью узнаваемости, последний обычно воспринимается как осмысленное слово только из-за окончания –изм на конце. Сам же «квадрат» – бесконечный предмет насмешек и поводов обвинить автора в конъюнктурности.
Между тем даже поверхностный обзор наследия Казимира Севериновича Малевича и исторических реалий, в которых ему довелось творить, развенчивает подобные убеждения.
Картины Малевича – от абстракционизма к супрематизму
Понятие авангарда слишком широко и не входит в число тем, освещаемых данной статьей. Достаточно отметить, что под эгидой этого термина традиционно объединяют все течения конца 19-го – первой трети 20-го веков, отрицающие эволюционную преемственность с реализмом.
Абстракционизм – одно из них. Первая картина, как считается, была написана В.Кандинским в 1909-ом году – временной период совпал с началом оформления К.С. Малевича как художника с самостоятельным стилем и концепцией.
Тяготея в своих ранних, уже очень своеобразных, работах к импрессионизму (который вновь начнет играть заметную роль в творчестве художника через десятилетия) и особенно к фовизму.
- «Девушка с цветами» – 1903, «Пейзаж с желтым домом» 1906 – стоят на грани импрессионизма и фовизма,
- «Биркенхайн» 1905 – импрессионизм,
- полотна «Крестьянка с ведрами и ребенком» 1912, «Пейзаж (Зима)» 1909 – чистый фовизм, иногда относимый к неопримитивизму),
Малевич в рамках объединения «Бубновый валет» знакомится с работами и теорией Кандинского.
Подражание – не характерная черта творчества Малевича, поэтому явно абстракционистских работ того времени назвать нельзя, однако импульс нового направления проявит себя в будущем.
Весной 1913-го в Москве происходит историческая выставка кубиста Аристарха Лентулова – произведенный ею фурор во многом обусловливает то, что вплоть до 1915-го года Малевич творит, главным образом, в жанре кубофутуризма, иногда алогизма («Голова крестьянской девушки» – 1913, «Композиция с Моной Лизой» – 1914, эскизы к опере «Победа над Солнцем» – в них уже чувствуется влияние абстракционизма и будущего супрематизма).
1915-ый год – год многочисленных операций и кампаний в мире войны и рождения супрематизма в мире искусства. Обобщив (во многом – философски) весь предыдущий опыт русского авангарда, Каземир Северинович разрабатывает авторское направление – то, в котором ему не тесно, в котором наиболее сильно может выразиться его дарование не только как живописца, но и как мыслителя, желающего донести до публики свой взгляд на действительность. Направление оказывается разновидностью изобретенного В.В. Кандинским абстракционизма, а название ему дает сам Малевич – супрематизм.
То да не то: не куб, не цветовые формы, а квадрат
Этим выражением можно обозначить главный признак, позволяющий отличить супрематизм от любого другого жанра:
- в основу композиции всегда (о единичных исключениях – см.ниже) положен квадрат или прямоугольник.
Среди прочих особенностей:
- допускаемые геометрические фигуры включают в себя, помимо квадрата с прямоугольником, круг и прямую линию, реже, в экспериментах – треугольник, эллипсоид;
- геометричность, не связанная с изображением конкретных вещей (беспредметность), обязательна;
- асимметричность может уравновешиваться;
- плоскостность, отсутствие объема;
- использование в основном черного, белого, красного и желтого цветов.
Вышеназванные признаки относятся к супрематизму внешнему: помогая отличить супрематическое полотно от, например, кубофутористического, они не раскрывают его внутреннюю суть. Однако тут потребуются авторские объяснения.
Суммируя их, можно сказать:
• супрематизм – не живопись, ибо «живопись изжита, а сам художник – предрассудок прошлого»;
• супрематизм – «высшая ступень искусства, чистое ощущение», передающее динамику, статику космоса;
• понятие эстетичности к супрематизму не применимо;
• главный параметр – «экономическое начало», минимализм пространства и форм, энергетичность;
• огромна роль цвета: сам термин происходит от латинского supremus – наивысший, обозначая превалирование важности цвета и его насыщенности над всеми остальными характеристиками жанра.
Поэтому, с точки зрения философии, возможно, не будет ошибочным сделать вывод о супрематизме как квинтэссенции нового, техногенного и обезличенного, прагматического мира, о предчувствии К.С. Малевичем не только революции 1917-го года и общественно-бытовых изменений по окончании Первой мировой войны, но и более глобальных тенденций, наблюдаемых, в частности, в наше время.
В отличие от других направлений в искусстве, достигавших пика через процесс развития, апофеоз супрематизма, его дух наиболее ярко представлен в первой выставке супрематических работ «Ноль, десять (0,10)», прошедшей в 1915-м году в Петрограде. Именно там впервые можно было увидеть квадрат Малевича, да и не только квадрат.
Формы живописи Малевича – квадрат, крест, круг
Всего 39 картин – в отдельном зале помещения выставки, на которой экспонировались также другие художники. Вместо иконы в красном углу – «Черный квадрат» как концептуальный символ. «Квадрат» являлся (и является) частью сразу двух триад, первая включает дополнительно «Черный круг» и «Черный крест», вторая – «Красный квадрат» и «Белый квадрат» (последний написан позже, в 1918-м году).
Для понимания значений обеих триад следует опять обратиться к автору. Вот что сказал К.С. Малевич о квадратах:
«Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».
О черном же квадрате, круге и кресте известно, что они символизировали вечные основные формы – от наиболее простой к усложненной (крест – пять четырехугольников).
Новаторство формы и содержания экспонатов «0,10» обусловили значимость супрематизма для русской живописи 20-го века и мирового искусства в целом.
Дальнейшее развитие: Витебск, УНОВИС, снова импрессионизм
После революции 17-го года в творчество Малевича постепенно приходит условная эклектика. «Условная» – так как сам художник не признавал ее, продолжая называть супрематическими работы, отходящие от им же обозначенных канонов. В принципе, это закономерно – супрематизм как чистое искусство не мог развиваться дальше, по-прежнему сочетая новизну и выдержанность форм.
Созданная в 1916-м году «Супрематическая композиция» является одновременно равнозначной «Черному квадрату» вершиной супрематизма в России и мире и его тупиком: это заметно по созданным в последующие годы полотнам «Звуковые волны», «Белое на белом», «Супрематизм».
В 1919-м Каземир Северинович перебирается в Витебск – для работы при Народном Художественном Училище, на тот момент (1919-1920) возглавляемом Марком Шагалом. За годы, проведенные в Витебске:
- сложилась группа учеников (Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Лисицкий, Л. М. Хидекель) в рамках художественного объединения “УНОВИС” (расшифровка: Утвердители нового искусства);
- написаны важнейшие философские труды Малевича – «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
- проделанная творческая работа оказала в последующем огромное значительное влияние на художественный язык и средства выразительности.
В 1922-м году Малевич уезжает в Петроград: в Витебске царил голод, у художника начался туберкулез. Первый (и единственный) выпуск Народного Художественного Училища, несмотря ни на что состоялся – ученики покинули город вместе с учителем.
Далее, за исключением недолгого периода преподавания в Киеве, художник до самой смерти от рака в 1935-м году живет в Ленинграде. Супрематические с долей эклектики («Спортсмены» 1930-31, «Женщина с граблями» 1930-31 – отход от беспредметности, выражен сюжет, тем не менее, сохранено первенствующее значение цвета и геометрии) работы чередуются с возвратом к импрессионизму на качественно ином уровне («Сестры» 1930, «Летний пейзаж» 1929).
В русском авангарде супрематизм стал самобытным, крайне важным для мировой культуры явлением, повлиявшим на многих живописцев и дизайнеров, однако оставшимся, несмотря на наличие продолжателей, в чистом виде в творениях одного художника.