«Черный квадрат» — смысл, история и версии

В конце августа в Москве, в культурном центре ЗИЛ отмечался столетний юбилей «Черного квадрата» кисти  художника Казимира Малевича. Инсталляцию «Черный квадрат», созданную из кусочков асфальта и белых крошек бетона, смогли оценить поклонники неоднозначного творчества. Экспонат был в 100 раз, что символично, больше, чем эпохальный шедевр Малевича.

Супрематический «Черный квадрат» — одна из самых необычных и скандальных картин мировой  и русской живописи. Вот уже век среди искусствоведов, разношерстных ценителей искусства и обывателей не утихает спор относительно пресловутого квадрата.

Кто-то считает картину гениальной и новым словом в искусстве. Другие – непонятной мазней шизофреника или предприимчивого художника, хитро создавшего себе пиар.

Что особенного в том квадрате, который может воспроизвести каждый первоклассник? В чем его смысл и есть ли он вообще?

Попытаемся его обозначить, опираясь на существующие точки зрения.

Вихрь эмоций 
«Черный квадрат» был выставлен на футуристической выставке «0.10» в Петербурге в 1915 году. Малевич разместил полотно « в «красном углу» выставочного зала, где место только иконам. Здесь его и увидели критики-искусствоведы. Оторопь сменилась взрывом эмоций, разделив их на два лагеря. Одна сторона приняла картину, как вызов, брошенный православию. Великолепный художник, критик искусства А. Бенуа  писал, что «Черный квадрат» в белом окладе — икона, которую футуристы ставят вместо мадонны… Это акт самоутверждения, начала, которое именуется как мерзость запустения. Заносчивость, попрание нежного приведет всех к погибели.
Кстати, в феврале 2015 г. на Архиерейском совещании, затронув тему искусства, аналогическую точку зрения высказал и наш православный современник Патриарх Кирилл. Он окрестил «Черный квадрат» Казимира Малевича «страшным», а душу художника — «черной».
Священнослужитель сказал, что этот квадрат — подлинное отображение того, что в было в душе Малевича. Он отражает и дух эпохи, падение нравственности.

Левая сторона приняла «Черный квадрат» с восторгом. Историк литературы и русской общественной мысли, философ М. Гершензон всерьез утверждал, что история живописи и все «Врубели» перед квадратом – нуль.
Сам Малевич говорил своим студентам, что хотел показать картиной «бесконечность и вечность». Если очень долго смотреть в середину квадрата, то начнешь это ощущать.

Просто квадрат или зашифрованное послание?
Одна их основных версий появления шедевра – работа Малевича над эскизами декораций для второго издания либретто «Победа над солнцем». Тогда он и «наткнулся» на открытие − занавес в постановке должен быть с изображением черного квадрата. Малевич писал, что вышел в новое измерение, где есть свой эталон, единица — «Черный квадрат».

Также существует предположение, что роль в написании квадрата сыграла внезапная смерть от тифа единственного сына Малевича. Трагедия явно повлияла на его сознание. Есть и мнение, что картина создана сгоряча — Малевич не успевал закончить картину к выставке «0,10» или был не доволен итогом. И попросту замазал ее, изобразив черный квадрат. У него возникла идея придумать высший смысл «Черному квадрату». Предпринимались попытки исследовать полотно и увидеть первоначальный вариант картины. Но ученые опасаются, что шедевру будет нанесен непоправимый вред.

А. Вассерман, современный журналист и политолог, говорит, что «Черный квадрат» не черный и не симметричен. Ни одна из его сторон не параллельна другой и сторонам рамки картины. По мнению Вассермана, вешать картину следует более широкой стороной вверх. А темный цвет — результат смешения красок, черной среди них не было. «Черный квадрат» как бы закрывает исчерпавшие себя течения в живописи, символизирует кризис идей.

А, может, это антишедевр, продукт шарлатанства? Ход, именуемый «эффектом голого короля». Просто всем неудобно высказать свое истинное мнение. А такому примитивному рисунку как квадрат можно приписать любой глубокий смысл и восхищаться картиной.

Сам же Казимир Малевич не раз заявлял, что полотно им создано под воздействием некоего «космического сознания». Некоторые наши современники утверждают, что квадрат в «Черном квадрате» видят люди с не развитым воображением. Если при рассмотрении картины выйти за грань видимого, станет понятно, что это разноцветный куб.

Есть место толкованиям, что «Черный квадрат» — пример пиара или политический ход, что не имеет отношения к искусству.

«Черный квадрат», который понять нельзя, а значит, стоит обожать, остается в теме обсуждений.

Автор Anastasuya

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Спорные мысли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.