Одно из крупных явлений XX века – Авангард – зародилось в середине XIX века во Франции. Слово avant-garde – пришло в искусствоведческую терминологию из военной лексики – означающее “передовой отряд”.
Термин “русский авангард” объединяет радикально настроенные течения отечественного искусства, появившиеся 1907-1914 годы и достигшие зрелости в послереволюционные годы.
На самом деле авангардные явления характерны для любых переломных эпох. Но в ХХ веке Авангард стал мощным явлением культуры, обозначившим грандиозные изменения в мировой художественной культуре. ХХ век характеризовался глобальными культурно-цивилизационными процессами, затронувшими не только культуру, но и науку, а также человеческое общество.
Первые шаги русских авангардистов
Первый шаг по направлению к авангардистскому искусству совершили участники художественного объединения “Голубая роза” в 1907 году, стиль живописи которых был близок к символизму и неопримитивизму, который оказал очень сильное влияние на творчество крупных представителей авангарда: Ларионова, Малевича, Гончарову и др.
Первым употребил в России слово «авангард» Бенуа, этим словом с некоторой иронией он охарактеризовал ряд художников, представивших картины на выставке “Союза художников” 1910 года, примыкавших в основном к объединению “Бубновый валет”. В этом же году “Бубновалетцы” громко заявили о новом искусстве на своей выставке, и с этого времени принято считать, что всё новаторское в мире создаётся русскими художниками. В 1912 году возникает новое объединение “Ослиный хвост”, а через год открывается выставка “Мишень”, на которой свои работы показали художники-футуристы. На этой же выставке Ларионов впервые представил зрителю свои знаменитые “Лучистые произведения”.
В Петербурге 1910 году было образованно объединение “Союз молодёжи”, в него входили представители разных направлений (Альтман, Шагал, Экстер и др.). Также в Петербурге возникает новый стиль в живописи – кубофутуризм (соединение итальянского футуризма и кубизма). Петербург стал столицей ещё одного нового стиля – “Заумного реализма”, соединившего стихи и живопись.
Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
Для данного направления характерны:
- эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
- отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
- революционный и подчас разрушительный пафос творчества
- отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
- стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
- эпатажный характер поведения и презентации
- признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
- поиски Духа как панацеи от материализма
- с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
- с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
- приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)
Если европейские авангардисты вдохновлялись творчеством “примитивных” народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.
В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).
Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.
Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.
Направления художественного авангарда в России
Это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.
Абстракционизм
Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.
В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).
Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач – гармонии цвета и формы.
Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель – выразить на холсте звучание “Духовного мира”. В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.
Можно сказать, что и другие направления авангардизма в живописи относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)
Супрематизм
Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.
Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.
В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).
Футуризм
Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.
Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.
Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.
Лучизм
Это направление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.
Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.
М.Ларионов писал:
«Это почти тоже, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни».
С 1910 года художник начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.
Примитивизм
Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения “Голубая роза».
Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.
Отдали дань примитивному и Ларионов, Гончарова и Малевич. Художники-примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.
Конструктивизм
Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.
Его представители считали основным принципом организации произведения – конструкцию. Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.
Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).
Наша презентация
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем – он:
- открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
- выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
- привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
- показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
- показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме – здесь