Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении новых, до этого невиданных событий в России.
Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.
С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:
- Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно – искусства и литературы.
- Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.
Русские художники и революция – новые организации, новые задачи
Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.
Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:
- русского импрессионизма – К.Юон, А.Рылов
- «Мира искусств» – М.Добужинский, Е.Лансере
- Бубновалетовцы – А.Лентуров, П.Кончаловский, И.Машков
- Авангарда – К.Малевич, В.Кандинский
Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:
- «Уновис» как представитель уже революционного авангарда (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
- Группа художников «НОЖ» – по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
- «Пролеткульт» – возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики
Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:
- «Четырех искусств» – К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
- «Маковца» – отец П.Флоренский, В.Чекрыгин
Революция – новые смыслы и жанры живописи
Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:
- Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
- Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
- Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»
Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, кино, театр, слово.
По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д. Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.
Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.
Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.
Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.
Советский плакат – виды, темы, художники
Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:
- Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
- Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)
Агитационная и информативная «нагрузка» в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.
Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.
На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.
Задачи и функции советского плакатного искусства
Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.
Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.
Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:
А для целей – это еще и эстетическое воспитание.
Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:
- Проводятся тематические плакатные выставки
- Эти произведения включаются в фонды музеев
- Помещаются в архивы
- Открываются учебные курсы
К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:
- Коммуникации – как связи народа и власти
- Имиджевые – как формирующие образ самой власти
- Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы
О влиянии же революции 1917 на русскую культуру в целом – см. здесь