Объединение «Бубновый валет» — русские художники начала 20 века

С развитием одного из крупных направлений русского искусства XX века — Авангарда, связано, стоявшее у его истоков, художественное объединение «Бубновый валет», просуществовавший семь лет с 1910 по 1917 годы.

История создания объединения

Начало деятельности «Бубнового валета» положила выставка с одноименным названием, прошедшая в 1910 году в Москве.

Её участниками были молодые московские художники,  среди которых были М. Ларионов, Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков и др.

Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения представленные на ней шокировали публику.

П.Кончаловский. "Автопортрет в желтой рубахе"

П.Кончаловский. «Автопортрет в желтой рубахе»

Такую реакцию спровоцировали сами художники, которые хотели, чтобы их работы воспринимались, как уличное действо, пронизанное балаганным духом. На ней же были представлены работы и французских мастеров: Матисса, Ле-Факонье, Пикассо, Леже и др. Многие считали, что экспонирование работ французов было ошибкой, работы «Валетов» выглядели, по сравнению, с ними как неудачное подражание.

Ларионов. Автопортрет

Ларионов. Автопортрет

Название выставки «Бубновый валет» предложил М. Ларионов,  оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник, однако наименованию придумывали различные трактовки. Участникам выставки, а потом и будущего сообщества оно показалось удачным, оно характеризовало содержание произведений, в особенности Ларионова, и устремления художников к стилизации под примитив, магазинные вывески, лубок, «тюремную и солдатскую экзотику» и т.д.

Характерные черты творчества и эстетика

Несколькими годами ранее в Европе, французскими фовистами и немецкими экспрессионистами группы «Мост» был совершен переворот искусстве, художники, входящие в «Бубновый валет» продолжили его.

Р.Фальк. Автопортрет

Р.Фальк. Автопортрет

«Валеты» игнорировали традиции академического и реалистического искусства XIX века. В своих исканиях они во многом ориентировались на современные западноевропейские направления: постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, позднее футуризм, на произведения французских художников Сезанна, Гогена (интерес к нему у большинства «валетов» проявился ещё до создания объединения), Матисса, Дерена и др., соединяя их с народным творчеством, в частности, с лубочными картинками.

Основными жанрами, в которых работали художники были пейзаж, натюрморт, портрет, рисовали  также обнажённую натуру.

Зеленая рюмка. П.Кончаловский

Зеленая рюмка. П.Кончаловский

В особенности они любили писать натюрморты, напоминавшие скорее магазинные вывески, с изображением буханок хлеба, калачей, яблок и бананов и пейзажи. Одним из наиболее часто встречающихся мотивов был  пёстрый поднос. В натюрмортах его изображали для завершения картин, на полотнах с обнажённой натурой он служил элементом декора.

Во многом благодаря «бубновалетцам» в России (с большим опозданием) изображение обнажённой натуры оформилось как самостоятельный жанр.

В конце 1910 -го года «Бубновалетцы» начали стремиться сблизить своё искусство с достижениями современной западноевропейской живописи, в особенности, с постимпрессионизмом. Они хотели так же, как и французские художники, проводить живописные эксперименты над формой, цветом и пластикой.

Порт в Сиене. П.Кончаловский

Порт в Сиене. П.Кончаловский

Именно поэтому они часто обращались к пейзажу и натюрморту, где можно было выразить свои формальные поиски, отличавшиеся декоративностью, сочностью красок, широтой техники.

Последние годы объединения

В 1912 году между членами сообщества возникли творческие разногласия: (Ларионов, опиравшийся в большей степени, на народное творчество, не хотел принимать художественные эксперименты своих товарищей, ориентировавшихся на западноевропейское искусство).  Ларионов вместе с Гончаровой и ещё с несколькими участниками, покинули  объединение и организовали новую выставку (которая также переросла в творческое объединение) под названием «Ослиный хвост». В «Бубновый валет» начали вступать новые художники: Татлин, Осьмёркин, Попова, Шагал и др. На их выставках совместно с полотнами членов объединения продолжали выставляться произведения французских художников: Руссо, Марке, Ван Донгена, Пикассо и др. В 1913 году объединение выпустило сборник статей. В этом же период «Бубновый валет» прославился своими скандальными докладами и диспутами, организованными совместно с литераторами-авангардистами и футуристами. В 1916 году Кончаловский и Машков перешли в «Мир искусства». В 1917 году его покинули Лентулов, Куприн, Фальк, Рождественский. В этом же году «Бубновый валет» стал возглавлять Малевич и тогда же  состоялась  его последняя выставка, где в основном были выставлены супрематические полотна, в ответ на это из объединения вышла группа Татлина. На закрытии последней выставки Малевич, Бурлюк и Каменский прочли доклад «Заборная живопись», на этом событии сообщество прекратило своё существование. Однако, в 1923 году коренные «Валеты» объединились в новое сообщество под названием «Выставка картин», которое играло значительную роль в русском искусстве до 1950-х годов.

«Бубновый валет» оставил глубокий след в истории русской культуры, можно сказать прорубил окно в современное европейское искусство. Его участники продолжали свои художественные искания, создавали новые направления и теории в изобразительном искусстве (теория Лучизма Ларионова, абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича и т.д.).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Объединение «Бубновый валет» — русские художники начала 20 века

  1. ruskent777 говорит:

    Превосходно! Нужно очень много смелости, чтобы создать такое сообщество, причём их инициал «Бубновый валет» сразу привлекает внимание, и не только обычных граждан интересующихся художеством. Это был шаг, который заставил толпу содрогнуться, а, значит, замыслы авторов были исполнены! Русские люди всегда отличались и будут отличаться! (Естественно не внешностью :)) Интересная статья. Спасибо.

  2. Марина говорит:

    Название «Бубновый валет» имело еще одну трактовку. Так в России называли политических каторжников. Это название возникло от нашитого на тюремную робу черного ромба.Такая ассоциация вызывала у обывателей раздражение и возмущение, но никак не равнодушие, что отвечало замыслам художников.

Добавить комментарий