Объединение «Бубновый валет» – русские художники начала 20 века

С развитием одного из крупных направлений русского искусства XX века – Авангарда, связано стоявшее у его истоков художественное объединение «Бубновый валет» и просуществовавшее семь лет с 1910 по 1917 годы.

История создания группы “Бубновый валет”

Начало его деятельности “бубновалетовцев” положила выставка с одноименным названием, прошедшая в 1910 году в Москве.

Её участниками были молодые московские художники,  среди которых были М. Ларионов, Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков и др.

Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения представленные на ней шокировали публику.

П.Кончаловский. "Автопортрет в желтой рубахе"

П.Кончаловский. “Автопортрет в желтой рубахе”

Такую реакцию спровоцировали сами художники, которые хотели, чтобы их работы воспринимались, как уличное действо, пронизанное балаганным духом. На ней же были представлены работы и французских мастеров: Матисса, Ле-Факонье, Пикассо, Леже и др. Многие считали, что экспонирование работ французов было ошибкой, работы же самих “Валетов” выглядели, по сравнению, с ними как неудачное подражание.

Ларионов. Автопортрет

Ларионов. Автопортрет

Название выставки предложил М. Ларионов,  оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник, однако наименованию придумывали различные трактовки. Участникам выставки, а потом и будущего сообщества оно показалось удачным, оно характеризовало содержание произведений, в особенности Ларионова, и устремления художников к стилизации под примитив, магазинные вывески, лубок, “тюремную и солдатскую экзотику” и т.д.

Характерные черты творчества и эстетика «Бубнового валета»

Несколькими годами ранее в Европе, французскими фовистами и немецкими экспрессионистами группы “Мост” был совершен переворот искусстве, и художники, входящие в «Бубновый валет»продолжили его.

Р.Фальк. Автопортрет

Р.Фальк. Автопортрет

“Валеты” игнорировали традиции академического и реалистического искусства XIX века. В своих исканиях они во многом ориентировались на современные западноевропейские направления: постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, позднее футуризм, на произведения французских художников Сезанна, Гогена (интерес к нему у большинства художников этого объединения проявился ещё до создания его самого), Матисса, Дерена и др., соединяя их с народным творчеством, в частности, с лубочными картинками.

Основными жанрами, в которых работали художники были :

  • пейзаж,
  • натюрморт,
  • портрет,
  • рисовали  также обнажённую натуру.
Зеленая рюмка. П.Кончаловский

Зеленая рюмка. П.Кончаловский

В особенности они любили писать натюрморты, напоминавшие скорее магазинные вывески, с изображением буханок хлеба, калачей, яблок и бананов и пейзажи. Одним из наиболее часто встречающихся мотивов был  пёстрый поднос. В натюрмортах его изображали для завершения картин, на полотнах с обнажённой натурой он служил элементом декора.

Во многом благодаря “бубновалетцам” в России (с большим опозданием) изображение обнажённой натуры оформилось как самостоятельный жанр.

В конце 1910 -го года эти художники начали стремиться сблизить своё искусство с достижениями современной западноевропейской живописи, в особенности, с постимпрессионизмом.

Порт в Сиене. П.Кончаловский

Они хотели так же, как и французские художники, проводить живописные эксперименты над формой, цветом и пластикой.

Именно поэтому живописцы часто обращались к пейзажу и натюрморту, где можно было выразить свои формальные поиски, отличавшиеся:

  • декоративностью,
  • сочностью красок,
  • широтой техники.

Последние годы объединения «Бубновый валет»

В 1912 году между членами сообщества возникли творческие разногласия: Ларионов, опиравшийся в большей степени, на народное творчество, не хотел принимать художественные эксперименты своих товарищей, ориентировавшихся на западноевропейское искусство.  Он вместе с Гончаровой и ещё с несколькими участниками, покинули  объединение и организовали новую выставку (которая также переросла в творческое объединение) под названием “Ослиный хвост”. В “Бубновый валет” начали вступать новые художники:

  • Татлин,
  • Осьмёркин,
  • Попова,
  • Шагал и др.

На их выставках совместно с полотнами членов объединения продолжали выставляться произведения французских художников: Руссо, Марке, Ван Донгена, Пикассо и др. В 1913 году объединение выпустило сборник статей. В этом же период художественное объединение прославилось своими скандальными докладами и диспутами, организованными совместно с литераторами-авангардистами и футуристами. В 1916 году Кончаловский и Машков перешли в “Мир искусства”. В 1917 году его покинули Лентулов, Куприн, Фальк, Рождественский. В этом же году его стал возглавлять Малевич, и тогда же  состоялась  его последняя выставка, где в основном были выставлены супрематические полотна, в ответ на это из объединения вышла группа Татлина. На закрытии последней выставки Малевич, Бурлюк и Каменский прочли доклад “Заборная живопись”, на этом событии сообщество прекратило своё существование. Однако, в 1923 году коренные “Валеты” объединились в новое сообщество под названием “Выставка картин”, которое играло значительную роль в русском искусстве до 1950-х годов.

«Бубновый валет» оставил глубокий след в истории русской культуры, можно сказать прорубил окно в современное европейское искусство. Его участники продолжали свои художественные искания, создавали новые направления и теории в изобразительном искусстве (теория Лучизма Ларионова, абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича и т.д.).

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.