С развитием одного из крупных направлений русского искусства XX века – Авангарда, связано стоявшее у его истоков художественное объединение «Бубновый валет» и просуществовавшее семь лет с 1910 по 1917 годы.
История создания группы “Бубновый валет”
Начало его деятельности “бубновалетовцев” положила выставка с одноименным названием, прошедшая в 1910 году в Москве.
Её участниками были молодые московские художники, среди которых были М. Ларионов, Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков и др.
Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения представленные на ней шокировали публику.
Такую реакцию спровоцировали сами художники, которые хотели, чтобы их работы воспринимались, как уличное действо, пронизанное балаганным духом. На ней же были представлены работы и французских мастеров: Матисса, Ле-Факонье, Пикассо, Леже и др. Многие считали, что экспонирование работ французов было ошибкой, работы же самих “Валетов” выглядели, по сравнению, с ними как неудачное подражание.
Название выставки предложил М. Ларионов, оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник, однако наименованию придумывали различные трактовки. Участникам выставки, а потом и будущего сообщества оно показалось удачным, оно характеризовало содержание произведений, в особенности Ларионова, и устремления художников к стилизации под примитив, магазинные вывески, лубок, “тюремную и солдатскую экзотику” и т.д.
Характерные черты творчества и эстетика «Бубнового валета»
Несколькими годами ранее в Европе, французскими фовистами и немецкими экспрессионистами группы “Мост” был совершен переворот искусстве, и художники, входящие в «Бубновый валет»продолжили его.
“Валеты” игнорировали традиции академического и реалистического искусства XIX века. В своих исканиях они во многом ориентировались на современные западноевропейские направления: постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, позднее футуризм, на произведения французских художников Сезанна, Гогена (интерес к нему у большинства художников этого объединения проявился ещё до создания его самого), Матисса, Дерена и др., соединяя их с народным творчеством, в частности, с лубочными картинками.
Основными жанрами, в которых работали художники были :
- пейзаж,
- натюрморт,
- портрет,
- рисовали также обнажённую натуру.
В особенности они любили писать натюрморты, напоминавшие скорее магазинные вывески, с изображением буханок хлеба, калачей, яблок и бананов и пейзажи. Одним из наиболее часто встречающихся мотивов был пёстрый поднос. В натюрмортах его изображали для завершения картин, на полотнах с обнажённой натурой он служил элементом декора.
Во многом благодаря “бубновалетцам” в России (с большим опозданием) изображение обнажённой натуры оформилось как самостоятельный жанр.
В конце 1910 -го года эти художники начали стремиться сблизить своё искусство с достижениями современной западноевропейской живописи, в особенности, с постимпрессионизмом.
Они хотели так же, как и французские художники, проводить живописные эксперименты над формой, цветом и пластикой.
Именно поэтому живописцы часто обращались к пейзажу и натюрморту, где можно было выразить свои формальные поиски, отличавшиеся:
- декоративностью,
- сочностью красок,
- широтой техники.
Последние годы объединения «Бубновый валет»
В 1912 году между членами сообщества возникли творческие разногласия: Ларионов, опиравшийся в большей степени, на народное творчество, не хотел принимать художественные эксперименты своих товарищей, ориентировавшихся на западноевропейское искусство. Он вместе с Гончаровой и ещё с несколькими участниками, покинули объединение и организовали новую выставку (которая также переросла в творческое объединение) под названием “Ослиный хвост”. В “Бубновый валет” начали вступать новые художники:
- Татлин,
- Осьмёркин,
- Попова,
- Шагал и др.
На их выставках совместно с полотнами членов объединения продолжали выставляться произведения французских художников: Руссо, Марке, Ван Донгена, Пикассо и др. В 1913 году объединение выпустило сборник статей. В этом же период художественное объединение прославилось своими скандальными докладами и диспутами, организованными совместно с литераторами-авангардистами и футуристами. В 1916 году Кончаловский и Машков перешли в “Мир искусства”. В 1917 году его покинули Лентулов, Куприн, Фальк, Рождественский. В этом же году его стал возглавлять Малевич, и тогда же состоялась его последняя выставка, где в основном были выставлены супрематические полотна, в ответ на это из объединения вышла группа Татлина. На закрытии последней выставки Малевич, Бурлюк и Каменский прочли доклад “Заборная живопись”, на этом событии сообщество прекратило своё существование. Однако, в 1923 году коренные “Валеты” объединились в новое сообщество под названием “Выставка картин”, которое играло значительную роль в русском искусстве до 1950-х годов.
«Бубновый валет» оставил глубокий след в истории русской культуры, можно сказать прорубил окно в современное европейское искусство. Его участники продолжали свои художественные искания, создавали новые направления и теории в изобразительном искусстве (теория Лучизма Ларионова, абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича и т.д.).