Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина, и это не случайно. Именно в Татьяне поэт воплотил свой «милый идеал», наделив свою героиню лучшими чертами характера типичной русской женщины.
Татьяна – первый русский характер женщины
Свой анализ образа Татьяны Белинский предваряет пространным рассуждениям о женщине вообще и о русской женщине в целом. Он пишет:
«Русская девушка – не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она не что другое, как невеста».
По мнению критика, вся цель жизни русской женщины – удачно выйти замуж, поскольку родители ничему иному, кроме как быть отличной невестой, ее не учат:
«подготовить же ее к состоянию замужества, объяснить ей обязанность жены, матери»
они не способны. Поэтому, выйдя замуж, русская девушка во всем копирует поведение своей матери. В итоге муж получает «второй экземпляр» тещи.
Благодаря своему положению, в которое их поставило общество, русские девушки становятся особами эксцентричными, романтичными, в каждом неженатом мужчине они видят исключительно жениха и готовы влюбиться в него с первого взгляда. Иногда среди них попадаются так называемые «идеальные девы». Они много читают, ведут чувственные дневники, активно переписываются с подругами
(даже если они живут «с нею в одной деревне, а иногда и в одном доме, только в разных комнатах»),
презирают все материальное.
Критик видит у русских девушек два пути дальнейшей жизни, оба неутешительных:
«или быть пошлыми на общий манер, или быть пошлыми оригинально».
Иное дело – Татьяна. Как пишет Белинский, среди русских девушек, задушенных обществом,
«удаются истинно колоссальные исключения»,
и Татьяна является одной из таких
«гениальных натур, не подозревающих своей гениальности».
Критик сравнивает ее с прекрасным цветком, который случайным образом вырос посреди скал.
Татьяна – исключительная натура, проявившаяся вопреки обстоятельствам и принципам общественного устройства. И причина эта в том, что она – исключительно целостная и гармоничная.
Характер Татьяны
Глубокая и сильная натура – так Белинский неоднократно характеризует Татьяну. Он отмечает, что ее характер немногосложен, в ней нет
«болезненных противоречий», она создана «будто вся из одного цельного куска».
Ее характер не меняется на протяжении повествования, а лишь только развивается. Эту целостность характера героини автор относит к величайшим художественным находкам Пушкина.
Мир Татьяны ограничен, замкнут и очень гармоничен, пишет Белинский. Это мир, заключенный в самом себе. С «колыбельных дней» основной чертой характера девушки была задумчивость. Она сторонилась детей и ребячьих забав. С детства Татьяна пристрастилась к романам, и они заменили ей тысяч других дел. Белинский отмечает, что Татьянины
«летние ночи посвящались мечтательности, зимние – чтению романов».
Так что характер героини формировался во многом под воздействием французской литературы.
Любовь в ее жизни занимала центральное место по причине ее страстности –
«любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни».
Выйдя благополучно замуж, Ларина могла бы целиком отдать себя мужу и детям, находя в выполнении семейных обязанностей свою главную отраду в жизни. И как считал Белинский, это свойство составляет
«достоинство и величие глубоких и сильных натур».
И именно такими, по его мысли, должны быть подлинные русские женщины.
«Спавший ум» Татьяны
Выступая последователем идей французских мыслителей, критик придерживался мысли, что
«создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Эту мысль он последовательно проводил, характеризуя природное и социальное в характере Татьяны.
Он отмечает, что общество и обстоятельства жизни способны загубить даже самую прекрасную личность. Но и развитие человека вне общества представляется ему «чем-то уродливым». Единственно, что спасает человека от пошлости жизни – его гениальность.
Возвращаясь к определению «идеальных дев», Белинский относит к этому разряду и Татьяну. При этом он оговаривается, что героиня Пушкина
«представляет собою колоссальное исключение в мире подобных явлений».
Гениальность Татьяны – то есть целостность и глубина ее натуры – помогли ей выстоять против деформации характера со стороны общества.
«И Татьяна осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее действительность»,
– пишет Белинский.
Говоря о внутреннем мире Татьяны, критик отмечает, что весь он заключался в
«жажде любви» и «ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал».
Однако поставленная обществом в свое положение, Татьяна не могла найти своей страстности применения. Ее дни не были заняты никаким делом или развлечением. Белинский сравнивает ее с диким растением, предоставленным самому себе. Страсть горела в душе Татьяны, пожирая ее, как огонь, изнутри, и «ум ее ничем не был занят».
Татьяна и Онегин
Вспыхнувшая в душе Татьяны любовь к Онегину вполне объяснима, утверждал Белинский. Воспитанная на французских романах, впечатлительная Татьяна ничего не знала о реальной жизни, но страстно желала обрести новые впечатления. Мужчины, подобные Ленскому, ее не привлекали, поскольку не могли дать
«пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению».
Другое дело – Онегин, прибывший из столицы аристократ, представитель света, молодой, «блестящий», но при этом весь окруженный тайной, глубоко страдающий где-то внутри. Этот образ потряс «неразвитый ум» Татьяны и заставил ее влюбиться в Онегина без остатка.
Письмо Татьяны к Онегину – акт отчаянья, «порыв наивный и благородный», считает Белинский. Она написала письмо бессознательно, потому что «не знала, что делала». Оно – «язык страстей», романтическое и наивное одновременно. Татьяна предстала в нем самой собой, без всяких прикрас и лицемерия. Критик пишет, что письмо «свело с ума всех русских читателей», его считали величайшим образцом «откровения женского сердца». И все потому, что в нем слились простота и истина, которые, по его мысли, являют собой «высшую красоту и чувства».
К сожалению, восклицает Белинский, Пушкину пришлось оправдывать Татьяну перед лицом светских дам, и это беда для общества, которое стоит только пожалеть.
Героиня противопоставлена высшему свету, его чопорности и неискренности, она –
«женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию женщины».
Ее вид не «порождает сплин», как вид дам из высшего общества, а пробуждает в груди искренние чувства.
Пробуждение ума Татьяны
Как пишет Белинский, объяснение Татьяны и Онегина, жесткая отповедь обожаемого ею идеала означали крах всех девичьих надежд. Но это не погасило в душе «пожирающего ее пламени». Несчастье дало Татьяне новый импульс для дальнейшей жизни, хотя она очень страдала, поскольку, по мысли автора,
«страдания, происходящие от фантазии, падают тяжело на сердце и терзают его иногда еще сильнее, нежели страдания, корень которых в самом сердце».
Она не раз посещает «опустелый дом» Онегина. Белинский описывает первый такой визит как
«лучшее место поэмы и драгоценнейшее сокровище русской поэзии».
Пережитые страдания, прочитанные книги, оставленные Онегиным в его доме, пробудили ум Татьяны, в ней «совершился акт сознания». Как пишет критик,
«книжное знакомство с этим новым миром скорбей… убедило ее в необходимости покориться действительности, и если жить жизнию сердца, то про себя, в глубине своей души».
Именно чтение книг Онегина послужило отправной точкой перерождения Татьяны «из деревенской девочки в светскую даму».
Это перерождение глубоко поразило Онегина. Он открылся ей, подобно тому, как Татьяна ранее открылась ему. Но объяснение Татьяны с Онегиным было непростым. Белинский пишет, что
«в этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины <…>: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью…»
Татьяна упрекает Онегина, желая отомстить ему за свое попранное самолюбие, за то, что он не был способен влюбиться в нее, когда она была молода. Как считает критик, по мнению Татьяны, молодость – вот все, что необходимо для любви.
«Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина!»
– восклицает он.
Но, пишет Белинский далее, упрекая в суровости Онегина, Татьяна оправдывает его, считая, что он поступил благородно, и выражает ему благодарность «всей душой».
Наша презентация
Белинский считает, что Татьяна столь сурово упрекает Онегина по простой причине: он не влюбился в нее тогда, потому что
«в этом не было для него очарования соблазна», а теперь к ее ногам его привела «жажда скандалезной славы».
Татьяна, рассуждает Белинский, опасается за свое добродетельное отношение к мужу. Она боится вновь воспылать прошлой страстью к Онегину. И она произносит свою знаменитую фразу:
«Но я другому отдана, / Я буду век ему верна».
Автор подчеркивает:
«именно отдана, а не отдалась! Вот истинная гордость женской добродетели!».
Но в финальной сцене романа “Евгений Онегин” перед нами совсем не природная Татьяна. Общество «пересоздало» ее, она подчинилась его условиям и приняла его правила игры.
Такова сущность русской женщины – искренне «отдаваться» тому, что может составить саму суть ее жизни. Такова Татьяна – первый национальный русский женский характер