М.Шагал — картины и школа

Марк Шагал — один из ярких представителей русского авангарда 20-го столетия. Художник создал свою собственную реальность, которая насыщенна краскам и искрится чувствами, ту, где люди умеют летать и ходят по облакам.

Основные темы картин и цветовая палитра Шагала

М.Шагал. Автопортрет с семью пальцами, 1913

М.Шагал. Автопортрет с семью пальцами, 1913

В картинах на протяжении всей жизни художника прослеживаются 4 основные темы:

  • тема родного города Витебска,
  • тема любви — любви к родине, любви к женщине,
  • религиозная тема,
  • темы, связанные с летающими людьми.

Описание картин этого художника невозможно без рассмотрения их цветовой гаммы. Колористика в работах художника преувеличена, что характерно для импрессионизма. Автор прибегает к такому приему, чтобы ярче выразить на полотнах свои чувства. Школа Марка Шагала предполагает преобладание красного и зеленого цвета.

  • Красный цвет ассоциировался у него с днем рождения, когда в Витебске бушевал огромный пожар.

Поэтому красный цвет, красный петух – это символы тревоги и предвестники потрясений

  • Зеленый цвет в соответствии с символикой русских икон — это цвет жизни и вечно обновляющейся природы.

На картинах Шагала можно увидеть зеленые деревья, дома, животных, одежду и даже лица людей. Для живописца зеленый был любимым цветом и символизировал жизнь и любовь.

На разных творческих этапах в работах художника преобладала та или иная техника, тот или иной сюжет. Зачастую говорят, что в его картинах много мистики, они слишком оторваны от реальности. Однако если внимательно посмотреть на произведения мастера, то можно заметить, что на них отражена реальная жизнь (только глазами этого художника).

Начало творческой карьеры художника (1907-1910 годы)

Сам Марк Шагал характеризовал свое творчество периода 1907-1910 годов, когда художник сначала находился в родном Витебске, а затем обучался в Петрограде, как реалистический импрессионизм.

М.Шагал. Русская свадьба, 1909

М.Шагал. Русская свадьба, 1909

Действительно, его картины первых лет творчества вполне реалистичны. Однако время, когда в массах зарождалось революционное брожение, накладывало на творчество художников того периода свой отпечаток. И Марк Шагал не исключение. Его картины кажутся странными и необычными. Но именно таким образом мастер видит окружающую его реальность.

Сюжеты картин

«Смерть» (1908 г.), «Русская свадьба» (1909 г.), «Рождение» (1910 г.)

навеяны жизненными сценами, но сама форма этих полотен преломлена через призму восприятия самого живописца.

И хотя эти полотна принадлежат к ранним работам, однако уже в них виден особый стиль художника.

Шагал и Париж (1911-1914 годы)

В 1911 году Марк Шагал едет в Париж, где знакомится с творчеством Сезанна, Ренуара, Матисса, Пикассо, Модильяни.

Творчество европейских художников производит большое впечатление на молодого художника. В его работах  периода 1911 – 1914 годов видно влияние кубизма западной школы.

В Париже написаны им такие картины, как

«Я и деревня», «Вид Парижа из окна» (1913 г.), «Автопортрет с семью пальцами» (1913 г.),

которые значительно отличаются от его ранних работ.

Гротескные сюжеты и формы, резкие переходы линий и ирреальные, сказочные цветовые переходы работ мастера оказывают значительное влияние на зарождающиеся движения сюрреализма и экспрессионизма.

 Возвращение в Россию (1914-1922 годы)

В 1914 году Марк Шагал возвращается обратно в Витебск и после революции, не имея возможности выехать за границу, работает в родном городе.

Картины данного периода  – это работы зрелого мастера, который полностью сформировался, нашел свой, неповторимый стиль.

М.Шагал. Прогулка, 1918

М.Шагал. Прогулка, 1918

В Витебске художник женится на Белле Розенфельд. Тема любви входит в творчество Шагала, что находит отражение в его работах:

«Прогулка» (1917 – 1918 гг.), «День рождения» (1915 г.), «Свадьба» (1918 г.), «Над Витебском» (1915-1920 гг.), «Синий домик» (1917 г.).

Манера творца приобретает легкость и раскованность. Главные объекты на его картинах парят, а элементы, из которых создано окружающее пространство, своими яркими красками напоминают цветовые видения или сны.

Художник, черпая вдохновение для своих картин в окружающей реальности и наполняя все одухотворенностью и фантазией, стремится передать светлые и мрачные стороны жизни.

1923-1941 годы — новый этап творчества Шагала

В 1923 году художник с семьей перебирается в Париж, где в 1937 году получает французское гражданство. В этот период его творчество  становится более спокойным, чарующим. Художник отдыхает от накала страстей, которые остались на родине.

Его работы выполнены в манере колористической утонченности, но вместе с тем они остаются по-шагаловски праздничны и фантастичны. Чувствуется, что мастер несколько растерян и нащупывает новую тему для сюжетов своих картин.

М.Шагал. Акробатка, 1930

М.Шагал. Акробатка, 1930

В этот период появляется большое количество полотен, на которых присутствуют образы цирковых актеров. По-прежнему люди на картинах Шагала парят в воздухе, но эмоциональный накал несколько сглажен.Среди работ о цирке можно отметить картины

 «Три Акробата» (1926 г.), «Акробатка» (1930 г.), «Наездница» (1931 г.).

Однако живописец не может забыть о своей родине, поэтому продолжается серия полотен, сюжетная линия которых связана с Россией, Витебском.

В работах

«Вечный Жид» (1923 — 1925 гг.), «Зеленый скрипач» (1923 — 1924 гг.), «Падающий ангел» (1923-1947 гг.)

ощущается тоска мастера по родине.

 Несомненно, что парижская атмосфера, атмосфера города, где ценят и любят искусство благоприятно влияет на художника. Кроме того, он любит и любим. В это время появляются такие характерные для манеры Шагала картины, как

«Влюбленные и «Эйфелева башня» (1928 г.), «Сон в летнюю ночь» (1939 г.), «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1939 г.).

Нацисты, которые пришли к власти в Германии, начали компанию гонений на искусство еврейских авторов. Среди прочих произведений в 1933 в Мангейме по указу Геббельса были сожжены и полотна этого живописца.

В этот период художник пишет серию картин на евангельские сюжеты

(«Желтый Христос» (1941 г.), «Белое распятие» (1938 г.); «Мученик» (1940 г.); «Распятый художник» (1938–1940 гг.),

в которых просматриваются апокалипсические настроения автора.

Эмиграция в США  (1941-1947 годы)

Марк Шагал, чувствуя надвигающуюся угрозу фашизма, в 1941 году эмигрирует с семьей в США. Здесь умирает его жена Белла. После чего появляются полотна полные проникновенной любви

«Моей жене посвящается» (1943–1944 гг.), «Вокруг нее» (1945 г.), «Свадебные свечи» (1945 г.).

В картинах чувствуется тоска и одновременно нежность к навсегда утраченному прошлому.

Возвращение во Францию (1947 – 1985 годы)

После войны художник возвращается во Францию. В этот период мастер все чаще обращается к библейским персонажам, но в то же время не оставляет и традиционные для него сюжеты любви к женщине, любви к родине.

Манера живописца меняется. Если сравнивать его ранние работы и последние работы, то видно, что насыщенность красок стала мягче, прорисовка отдельных нюансов тоньше, колорит картин становится менее контрастным.

М.Шагал. Сон Иакова, 1954-1967

М.Шагал. Сон Иакова, 1954-1967

В этот период написаны такие работы, как

«Моисей, принимающий скрижали с заповедями» (1950 — 1952 гг.), «Сон Иакова» (1954 — 1967 гг.), «Бог и Ева» (1960 г.), «Художник над Витебском» (1982 г.).

Наряду с картинами Марк Шагал в послевоенные годы большое внимание уделял созданию витражей и мозаик.

Наиболее известные из них — Синагога медицинского центра Хадасса в Израиле (1960–1962 гг.), Здание ООН в США (1964 г.), Собор Святого Стефана во Франции (1958–1968 гг.), Собор Святого Мартина и Святого Стефана в Германии (1978 г.). Также можно отметить значительные работы мастера по росписи плафона потолка в парижской опере «Гранд-Опера и по созданию панно для «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.