Во второй половине 19 века популярными жанрами были комедия, водевиль и драма. Хотя под влиянием общественных настроений изменился водевиль: он по-прежнему отличался легкостью сюжета, но круг его персонажей расширился: на сцену выходят мелкие чиновники, жители трущоб, русские обыватели. Это отвечало вкусам нового зрителя и веяниям времени. Приобретала популярность оперетта: она намекала на то, о чем нельзя было говорить прямо. Развивались жанры мелодрамы и малой комедии, изображавшей жизнь простонародья.
Состояние русской драматургии в 19 веке
Но эти произведения были чересчур легкими для зрителя думающего, который хотел видеть на сцене реальную действительность с ее социальными, нравственными, философскими проблемами. Наиболее актуальной тематикой стало обращение к русской современности.
Это определило драматургию и репертуар театра 19 века, который поднимал наиболее значимые вопросы:
- проблему отцов и детей,
- положение женщины,
- взяточничество,
- личную свободу человека.
Героем нового времени стал интеллигент-разночинец: это был идеал зрителей, обуреваемых идеями демократии и народничества.
Островский – первые опыты с русской действительностью
Наиболее полное воплощение тема русской действительности получила в произведениях А. Н. Островского. Пьесы Островского изображали самые неприглядные стороны жизни: скопидомство, невежество, удел русской женщины, унизительное положение интеллигенции. Пьесы Островского раскрывали нравственные и социальные конфликты, характерные для современной зрителю действительности. Особая роль в его драмах и комедиях отводилась психологической трактовке поведения и характера персонажей.
Островским были созданы методы новой драматургии, которая стала говорить о проблемах, волнующих русское общество.
Пореформенная деревня: столкновение патриархальных ценностей и капитализма
Одним из наиболее актуальных вопросов 60-70-х гг. был вопрос о положении крестьянства: пореформенная деревня, разрушение патриархального уклада, соотношение капиталистического и аграрного миров. Эти проблемы волновали зрителей и находили отражение в творчестве драматургов.
Одним из первых таких произведений стала пьеса А. Ф. Писемского “Горькая судьбина”. В ней впервые на русской сцене был представлен идеальный образ крестьянина: хваткого, работящего, совестливого, который, совершив преступление, все же отдается в руки правосудия, не в силах справиться с чувством вины. Но зритель прохладно воспринял эту пьесу: она не осуждала крепостничества, образ барина был слишком мягким, а драма русской крестьянки не была полностью раскрыта.
Теме капитализма, губительно влияющего на деревню, посвящена драма В. А. Крылова “Около денег”. Новое время принесло в села пьянство, разврат, жажду наживы, разрушило, по мнению автора, идеалы нравственности и чистоты. Капитализм, считает Крылов, есть зло, которое ведет к деградации личности.
Подобная проблематика характерна и для драмы Л. Н. Толстого “Власть тьмы”. Писатель рисует русскую деревню, где в результате экономических перемен происходит ломка моральных устоев, а капиталистический мир, который пытается насадить свои законы, враждебен жизни русского крестьянина. Старые устои рушатся: главную роль в отношениях между людьми играют деньги, умирают радетели традиций, чудовищные преступления против совести, нравственности, личности совершаются исключительно на почве личной выгоды. Но герои пьесы Толстого не совсем потеряли себя: в конце они прозревают и глубоко раскаиваются.
Говоря о судьбах русской деревни, драматурги уделяют внимание именно нравственной проблеме процесса капитализации общества. Их интересуют конфликты традиционного и нового укладов, разрушение нравственных устоев, появление новых типов крестьянина, проблемы будущего.
Историческая драма: новый жанр для русского театра
Русский театр 19 века ввел в репертуар жанр исторической драмы. Причиной его появления стал всплеск интереса к русской истории. Поначалу на сцене ставились пьесы, где историческая составляющая была лишь фоном для мелодраматического сюжета:
“Гоф-юнкер” Кукольника, “Опричнина” и “Ледяной дом” Лажечникова.
Однако позже на первый план вышло глубокое осмысление исторических событий. Начало положила пьеса
Л. Мея “Царская невеста”, продолжено пьесами Островского “Козьма Захарьич Минин-Сухорук”, “Тушино”, Д. В. Аверкиева “Мамаево побоище”, “Каширская старина”, А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного”.
Авторы пытались найти в прошлом объяснение процессам, протекавшим в общественно-политической жизни России. Подход у каждого был разный: Островский и Толстой осуждали деспотизм, Аверкиев идеализировал традиционный уклад.
Реализм пьес, оторванный от реальности
Требования реализма на сцене к концу 19 века, к сожалению, подчас приводили к схематичному изображению действительности. Логически законченные произведения превратились в набор картин, где автор искусственно навязывал свою идею. Попытки досконального объяснения причинно-следственных связей того или иного явления действительности иногда приводили к скуке и невыразительности. Драматурги создавали полудрамы и полукомедии. Эстетическим критерием стала реальная российская действительность, но именно она во всем своем проявлении была чужда подлинному реализму. Глубина, искренность и психологизм сохранились, но появилось презрение к подлинной красоте, без которой не может существовать театр как вид искусства. Это привело к почти полному закостенению театрального жанра.
Большинство драматургов пытались следовать традициям Островского, но они лишь копировали действительность, неумело пытаясь ее морализовать. Их пьесы все дальше отходили от подлинной литературы и могли удовлетворить лишь зрителя, обладающего крайне бедным вкусом. Сценическая обстановка потеряла правдивость изображения, утратила свою индивидуальность. Декорации переходили из одной пьесы в другую, часто без всякой связи с характером произведения. Это же касалось и костюмов персонажей.
Актерское искусство рубежа веков
Пострадала актерская игра. Исполнители копировали манеру игры Щепкина и Садовского, но дополняли ее мелодраматическими эффектами. Считалось, что роль не нужно репетировать: за актера должно было говорить вдохновение.
Пренебрежение разработкой ролей и постановкой голоса привело к исчезновению пластики движений, красоты игры. Исполнители предпочитали копировать своих предшественников, не утруждая себя собственным углублением в характер персонажа и содержание пьесы.
Происходил упадок актерского искусства. Часто бывало, что играл один исполнитель и много неумелых статистов. Классические пьесы были им недоступны. Старые образцы ушли, новые не появились, а вместо образов живых людей на сцене были представлены лишь их амплуа. Театр рушился, и жизнь, которую так старались воплотить актеры и драматурги, уходила из него.
Реализм в русском театре конца 19 века оторвался от жизни реальной, подменив ее фальшивым исполнением. Эта проблема была решена лишь в начале 20 века.