Революция и культура — истоки раскола на Советы и зарубежье

Эпоха Серебряного века, основанная на культурной интегративности и соловьёвском «всеединстве», не сумела избавить отечественную культуру от скрытых противоречий, что продолжали в ней накапливаться и грозить культурным взрывом. Суть  данной непримиримости состояла в:

  • культурной ориентации на массовость одних и на элитарность других;
  • конфликте «охранительных» порывов с волей к модернизации и революции.

Раскол русской культуры после революции 1917 года 

Уже на сломе XIX и XX столетий культурный феномен революции (исторически явившийся в революционном Октябре 1917 г) воплощается в так называемом «расщеплении культурного ядра» – процесса, приведшего к растворению аксиологического единства. Прогресс и реакция, диктатура и демократия, общее и индивидуальное – всё это начинает отныне пониматься различными социальными слоями взаимоисключающим, противоположным образом. Оценка процесса начинает зависеть целиком от того, из какой идейной группы она исходит.

Идейная подоплёка появления двух культур в одной

Когда аккумулируемые противоречия разрешились революцией, отечественная цивилизация оказалась расколота на «советскую» и «зарубежную».

  • поборники модернистского пути принимают сторону революции и коренной ревизии общества, политики и культуры;
  • сторонники традиционализма, высказывавшиеся за философское «охранение», идеологически примыкают к контрреволюции и эмиграции.

Творческие силы, ещё недавно нацеленные на достижение культурного синтеза, разделяются. Через национально единую русскую культуру пролегает коренной разлом, создающий в её рамках две непримиримые культуры. Культуры «советская» и «эмигрантская», кажется, перечат друг другу во всём:

  • первая настаивает на атеизме, вторая – на нарочитой религиозности,
  • первая исповедует интернационализм, вторая – воплощение национальной ментальности,
  • первая представляется классово пролетарской, вторая – буржуазной и т.д.

Территориальное оформление раскола 

Раздвоение национальной культуры – явление беспрецедентное для всего мира, ставшее трагическим последствием влияния революции 1917 года.  Кроме собственно культуры, оно коснулось общества, политики и идеологии и повлекло за собой цивилизиционный разлом. В национальной культуре выделяются два лагеря-антагониста, наличие которых получает территориальное оформление.

  • Русская советская — представляет метрополию (Советскую Россию),
  • русская зарубежная – диаспору.

Взаимоотношения двух культур определяются непризнанием и конфронтацией, что обусловливает их «закрытость» во взаимных отношениях.

Разлом, породивший взаимоисключающие, но, однако же, восходящие к единым традициям, ценностям и языку культуры, становится поводом к расколу русского культурного самосознания, изменившего судьбы и мировоззрения практически всех культурных деятелей.

О «железном занавесе»

Рождённые внутренне противоречивой, но единой культурой Серебряного века, «две культуры» оформляются в две непроницаемые системы культурных ценностей.

  • культуру Советов от ценностей Серебряного века «отрезает» революция;
  • эмигрантская культура подвергается географическому отчуждению – необходимостью покинуть родину.

Подобная метаморфоза стала причиной тому, что между ними опускается «железный занавес», разделяющий культурные смыслы и ценности.
«Занавес» фиксирует границу по многим векторам. Он не только устанавливает грань между Советами и русскоговорящим зарубежьем, культурой новой и дореволюционной.

Эта граница на годы отмежёвывает культуру Советов от культуры общемировой. Невзирая на то, что эмигранты активно настаивают на культурной самобытности,  «зарубежной» культуре легко удаётся вписаться в общемировую культурную карту. С другой стороны, советская культура зиждется на имманентной антизападности и антибуржуазности, подстёгивая своеобразный «синдром осаждённой крепости», находящейся в империалистической осаде, не дающей «мировой революции» восторжествовать. Можно сказать, что с оформлением «двух культур» классическая антитеза «западники-славянофилы» получает тут и своё «свежее» воплощение.

Две культуры и селективность

В основу отношений двух новых культур помещается принцип селекции, проявляющийся в принципиальном столкновении целей, норм и ценностей. Суть данного принципа сводится к невозможности межкультурной «беседы»: оппоненты не проявляют желания ни услышать друг друга, ни принять «вражеские» ценности как допустимые. Проводя взаимоисключающие культурные ретроспекции, они признают историческую закономерность лишь собственной культурно-нормативной модели.
В этой связи исключается и возможное слияние «двух культур» обратно в интегративную национальную.

  • советская культура соглашается на слияние лишь на условиях торжества «мировой революции», на правах победителя;
  • для эмигрантской процесс объединения пролегает только через крах большевизма и возврат России к общеевропейской цивилизации.

Две культуры развиваются в условиях взаимоотрицания – Советы игнорируют русское зарубежье, оно же решительно отвергает «советизм».

Взаимная «глухота» культур на долгие десятилетия исключает вероятность диалога и приводит к мифологизации и утопизации оппонента с последующей борьбой с выдуманным образом неприятеля.

 Так «две культуры» планомерно становятся «параллельными» культурными моделями, решительно закрытыми друг другу.

Нетерпимость и прагматика культуры Советов

Революционные события изменяют расстановку культурных сил, отменив плюрализм Серебряного века в пользу марксистско-ленинской культурной монополии. За основу новой идеологии берётся нетерпимость, составляющая основу становления советской культурной политики. Она отказывает в праве на существование альтернативным культурным моделям, расценивая их как контрреволюционные и недопустимые. Хотя, справедливости ради следует сказать, нетерпимость присутствовала и в эмигрантской среде. Любое проявление «большевизма» порицалось не менее активно.
Прагматичное отношение к культуре становится ещё одним атрибутом Советов. Всякий её продукт ставится на службу политике, а полезность любого произведения определяется степенью влияния на массы. Так, книги становятся исходным инструментом воздействия, картины начинают отвечать за воздействие «монументальное», а кино и вовсе оказывается «важнейшим из искусств», способным сеять новые идеи в среде неграмотных крестьян. Само собой, «ответный» прагматизм начинает проявлять и русскоговорящее зарубежье.

О природе раскола русской культуры после 1917 года

У большевиков формируется собственное объяснение данного социокультурного раскола. Ещё до революционных перипетий Ленин обращается к феномену извечной раздвоенности классической отечественной культуры и приходит к следующему:

  • во всякой национальной культуре таится противоречие двух «классовых» культур (трудящихся и эксплуататоров);
  • раскол отечественной культуры есть итог классового противостояния.

Выводы эти излишне схематизировали данное явление и привели к ложному его пониманию. На деле раздвоенность:

  • явилась итогом многоаспектного противостояния демократической и официальной культуры;
  • была присуща только лишь России и тем национальным культурам, что были включены в нее

Непримирённость «двух русских культур»  — советской и эмигрантской — легла в основу определяющих культурных процессов и в самой России после революции 1917 года, и по всему миру.

О влиянии Октября на сферы культуры:

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.