Революционная тематика в советском кино

Революционная тема в советском, а в дальшейшем и в российском кино, претерпевала различные (и сюжетные, и жанровые) изменения в соответствии с изменениями, которые происходили в целом общественном понимании тех событий. Революция 1917 года, события Великой Отечественной войны и образ самого вождя (в большой созданной в СССР Лениниане) являлись в значительной мере «стержневыми» темами всего отечественного кинематографа. Именно поэтому этапы осмысления этих событий становились важными вехами художественных открытий во всех видах искусства (о живописи здесь)

Историко-революционная тематика советского кино – фильмы о революции 1917 года

И первые годы до и после Великого Октября кино в молодой стране располагало в большей части лишь возможностями кинохроники. В виде таких кинодокументов-хроник для нас и остались запечатленными:

  • реальные события тех демонстраций,
  • передвижения людей, транспорта с солдатами,
  • выступления вождей и т.д.

Надо подчеркнуть, что все они носили характер лишь простой фиксации и прямого отображения революционной действительности.

Речи о художественном образе революции, равно как и ее героев, тогда не шло. Русский кинематограф должен был найти свои средства, сформировать свой художественный язык, который бы помог выразить не только достоверность событий, но и показать ее в действии.

От хроники к публицистической образности

Этот шаг удался в советском кино в начале 20-х годов Д.Вертову и его группе кинодокументалистов.

Тогда он выпускал свои проекты «Кино-Правды», один из них — фильм «Три песни о Ленине» — был целиком посвящен этой теме.

В проектах Вертова материалы хроник подвергались образному переосмыслению и выразительному монтажу.

В таком же формате работал еще один документалист того времени – Э.Шуб.

От кинопублицистики к революционному киноэпосу

Уже в середине 20-х гг. появляются фильмы Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, в которых тема революции приобретает эпический характер, раскрывается новая тогда для всего мира идея о народе как творце своей истории.

В этих кинолентах уже прослеживается авторская логика общего замысла, появляются свои средства выразительности в создании:

  • Образа революционной массы
  • Романтического образа самой революции
  • Образа народной силы

К слову, снятые как художественная сцена, кадры «штурма Зимнего» довольно большое время воспринимались именно как реальная хроника, став неизменной «иллюстрацией» революции для многих поколений.

Фильмы этого периода:

  • Эйзенштейн

«Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь»

  • В.Пудовкин

«Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана»

  • Довженко

«Арсенал»

Но уже к началу 30-х гг. эпические мотивы в революционной тематике были почти исчерпаны. Для создания новых фильмов об Октябре искались и новые пути.

Образ героя революции – новый тип «человек-индивидуальность»

После отображения эпического образа народной массы, сделавшей революцию 1917 года, советский кинематограф подходит к теме ее единицы – человека. Причем, сочетающего в себе как типологические «приметы» самого социума, так и индивидуальные черты. Так в российском кино создается образ и борца, и строителя – личности, которая созидалась самой революцией и посредством ее идей.

Первыми такими фильмами стали:

«Щорс» (Довженко), трилогия о Максиме (Козинцев, Трауберг), «26 комиссаров» (Н.Шенгелая), «Окраина» (Барнет), «Мы из Кронштадта» (Е.Дзиган)

Характерными чертами фильмов тех лет становятся:

  • Живые, народные образы
  • Не монументальность, а лирика
  • Отсутствие «иконической» окаменелости типов
  • Новое сюжетостроение
  • Новое содержание, когда основой кино выбирается становление человека в новых условиях – революция, война, голод и т.д.
  • Разработка новой революционной поэтики

В отображении темы революции художники кадра выводят своими героями:

как простого человека, так и:

  • ученого («Депутат Балтики»),
  • военного («Чапаев»),
  • предпринимателя (Последняя ночь),

проводя таким образом осмысление  этой темы на разных социальных уровнях, нередко полемизируя со своими персонажами или романтизируя свои идеи.

Во время Великой Отечественной войны фильмы о героях революции, равно и о событиях и героях гражданской войны, были необычайно востребованы ввиду схожести опасной ситуации  и необходимости исторических примеров и надежд.

От революционной героики – к герою истории

Новое возрождение кинолент о революции происходит уже в 50-60-70е гг., их центром и смыслом опять выводится человеческий характер. Кинохудожниками тщательно исследуется «бытовая» сторона жизни в ее соотнесенности с теми великими идеями, «родившими» это новое государство и его нового человека.

Так, в ленте «Коммунист» (1958) герой – простой кладовщик, который  лично «несет ответственность» за судьбу всего дела Великого Октября.

Нравственная связь с событиями 1917 года на новом уровне проступает уже и у новых поколений. («В огне брода нет»).

Революция как личная трагедия

В послевоенном кинематографе СССР преломление революционной темы в ином ракурсе проявляется в фильмах о людях, оказавшихся вне основного потока событий, либо вставших на противостояние ему. Зачастую такие ленты создавались по произведениям о гражданской войне в литературе. Большие личностные трагедии открываются в фильмах:

«Тихий Дон» (1957), «Хождение по мукам» (1959), «Бег» (1971), «Дни Турбиных» (1976)

Интересно, что эта тема самым неожиданным способом «воскресает»уже в нашем столетии — аналогичные экранизации уже состоялись в российском кино.

Новые жанры в революционной тематике в кино

 Надо отметить, что фильмы о революции и о последующих за ней событиях, в СССР снимали не только в прямых исторических или биографических жанрах. Эта тема, как и ее герои, особенно в 70-80- х, исследовалась и в иных жанрах:

  • Как детективная история – «Рожденная революцией», «Операция Трест»
  • Как «приключенческая» история – «Белое солнце пустыни», «Зеленый фургон», «Неуловимые»
  • Как «шпионская» история — «Адъютант его превосходительства»
  • Как эпический сериал – «Строговы»
  • Как комедия – «Бумбараш», «Интервенция», «Свадьба в Малиновке»

Еще раз подчеркнем, что революционная тематика (а с ней и историческая тема нового государства Советов):

  • принадлежала к не просто к отдельным «летописным» жанрам отечественного кино,
  • а являлась основным сюжетообразующим и содержательным материалом всего советского кинематографа.

Ее раскрытие и новые трактовки совершались постоянно, производя «на свет» многочисленные прекрасные ленты и становясь, по сути, самой историей нашего кино.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.