Революционная тема в советском, а в дальшейшем и в российском кино, претерпевала различные (и сюжетные, и жанровые) изменения в соответствии с изменениями, которые происходили в целом общественном понимании тех событий. Революция 1917 года, события Великой Отечественной войны и образ самого вождя (в большой созданной в СССР Лениниане) являлись в значительной мере «стержневыми» темами всего отечественного кинематографа. Именно поэтому этапы осмысления этих событий становились важными вехами художественных открытий во всех видах искусства (о живописи здесь)
Историко-революционная тематика советского кино – фильмы о революции 1917 года
И первые годы до и после Великого Октября кино в молодой стране располагало в большей части лишь возможностями кинохроники. В виде таких кинодокументов-хроник для нас и остались запечатленными:
- реальные события тех демонстраций,
- передвижения людей, транспорта с солдатами,
- выступления вождей и т.д.
Надо подчеркнуть, что все они носили характер лишь простой фиксации и прямого отображения революционной действительности.
Речи о художественном образе революции, равно как и ее героев, тогда не шло. Русский кинематограф должен был найти свои средства, сформировать свой художественный язык, который бы помог выразить не только достоверность событий, но и показать ее в действии.
От хроники к публицистической образности
Этот шаг удался в советском кино в начале 20-х годов Д.Вертову и его группе кинодокументалистов.
Тогда он выпускал свои проекты «Кино-Правды», один из них – фильм «Три песни о Ленине» – был целиком посвящен этой теме.
В проектах Вертова материалы хроник подвергались образному переосмыслению и выразительному монтажу.
В таком же формате работал еще один документалист того времени – Э.Шуб.
От кинопублицистики к революционному киноэпосу
Уже в середине 20-х гг. появляются фильмы Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, в которых тема революции приобретает эпический характер, раскрывается новая тогда для всего мира идея о народе как творце своей истории.
В этих кинолентах уже прослеживается авторская логика общего замысла, появляются свои средства выразительности в создании:
- Образа революционной массы
- Романтического образа самой революции
- Образа народной силы
К слову, снятые как художественная сцена, кадры «штурма Зимнего» довольно большое время воспринимались именно как реальная хроника, став неизменной «иллюстрацией» революции для многих поколений.
Фильмы этого периода:
-
Эйзенштейн
«Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь»
- В.Пудовкин
«Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана»
- Довженко
«Арсенал»
Но уже к началу 30-х гг. эпические мотивы в революционной тематике были почти исчерпаны. Для создания новых фильмов об Октябре искались и новые пути.
Образ героя революции – новый тип «человек-индивидуальность»
После отображения эпического образа народной массы, сделавшей революцию 1917 года, советский кинематограф подходит к теме ее единицы – человека. Причем, сочетающего в себе как типологические «приметы» самого социума, так и индивидуальные черты. Так в российском кино создается образ и борца, и строителя – личности, которая созидалась самой революцией и посредством ее идей.
Первыми такими фильмами стали:
«Щорс» (Довженко), трилогия о Максиме (Козинцев, Трауберг), «26 комиссаров» (Н.Шенгелая), «Окраина» (Барнет), «Мы из Кронштадта» (Е.Дзиган)
Характерными чертами фильмов тех лет становятся:
- Живые, народные образы
- Не монументальность, а лирика
- Отсутствие «иконической» окаменелости типов
- Новое сюжетостроение
- Новое содержание, когда основой кино выбирается становление человека в новых условиях – революция, война, голод и т.д.
- Разработка новой революционной поэтики
В отображении темы революции художники кадра выводят своими героями:
как простого человека, так и:
- ученого («Депутат Балтики»),
- военного («Чапаев»),
- предпринимателя (Последняя ночь),
проводя таким образом осмысление этой темы на разных социальных уровнях, нередко полемизируя со своими персонажами или романтизируя свои идеи.
Во время Великой Отечественной войны фильмы о героях революции, равно и о событиях и героях гражданской войны, были необычайно востребованы ввиду схожести опасной ситуации и необходимости исторических примеров и надежд.
От революционной героики – к герою истории
Новое возрождение кинолент о революции происходит уже в 50-60-70е гг., их центром и смыслом опять выводится человеческий характер. Кинохудожниками тщательно исследуется «бытовая» сторона жизни в ее соотнесенности с теми великими идеями, «родившими» это новое государство и его нового человека.
Так, в ленте «Коммунист» (1958) герой – простой кладовщик, который лично «несет ответственность» за судьбу всего дела Великого Октября.
Нравственная связь с событиями 1917 года на новом уровне проступает уже и у новых поколений. («В огне брода нет»).
Революция как личная трагедия
В послевоенном кинематографе СССР преломление революционной темы в ином ракурсе проявляется в фильмах о людях, оказавшихся вне основного потока событий, либо вставших на противостояние ему. Зачастую такие ленты создавались по произведениям о гражданской войне в литературе. Большие личностные трагедии открываются в фильмах:
«Тихий Дон» (1957), «Хождение по мукам» (1959), «Бег» (1971), “Дни Турбиных” (1976)
Интересно, что эта тема самым неожиданным способом “воскресает”уже в нашем столетии – аналогичные экранизации уже состоялись в российском кино.
Новые жанры в революционной тематике в кино
Надо отметить, что фильмы о революции и о последующих за ней событиях, в СССР снимали не только в прямых исторических или биографических жанрах. Эта тема, как и ее герои, особенно в 70-80- х, исследовалась и в иных жанрах:
- Как детективная история – «Рожденная революцией», «Операция Трест»
- Как «приключенческая» история – «Белое солнце пустыни», «Зеленый фургон», «Неуловимые»
- Как «шпионская» история – «Адъютант его превосходительства»
- Как эпический сериал – «Строговы»
- Как комедия – «Бумбараш», «Интервенция», «Свадьба в Малиновке»
Еще раз подчеркнем, что революционная тематика (а с ней и историческая тема нового государства Советов):
- принадлежала к не просто к отдельным «летописным» жанрам отечественного кино,
- а являлась основным сюжетообразующим и содержательным материалом всего советского кинематографа.
Ее раскрытие и новые трактовки совершались постоянно, производя «на свет» многочисленные прекрасные ленты и становясь, по сути, самой историей нашего кино.