Становление русского кинематографа началось еще в дореволюционный период. Первые киноаппараты появились в стране в первой половине 1896 года. Для демонстрации изобретения Люмьеров выбирались популярные среди обывателей места:
- 4 мая 1896 г. состоялся показ в саду «Аквариум» в Петербурге,
- 26 мая – в московском «Эрмитаже».
Кинематограф в дореволюционной России – первые шаги
После столичных премьер «синематограф» начал турне по другим городам России. В Нижнем Новгороде один из первых сеансов посетил журналист «Нижегородского листка» Максим Горький. Его впечатления относительно «движущихся фотографий» отражали восприятие этого явления большей частью общества той поры: необычно, сложно и оригинально.
Первые сеансы были непродолжительны: несколько картин, шедших в комплекте с каждым экземпляром кинопроектора, вмещались в 10 минут. Сюжет фильмов основывался на привычных для людей событиях реальной жизни: прибытие поезда, выход рабочих с фабрики, городские будни. Но зрителя привлекало не содержание картин, а сам факт запечатления всевозможных проявлений окружающего мира.
Аппараты Люмьеров были самыми популярными, но не единственными в своем роде. Изобретения для трансляции «живых фотографий» появлялись как в Европе, так и в России. Среди отечественных аппаратов выделялись «хрономатограф» Самарского и «стробограф» Акимова. Но из-за отсутствия необходимой финансовой поддержки эти изобретения не получили массового распространения.
Деятельность Шарля Пате и появление электротеатров
Между тем, значимость кинематографа в жизни общества возрастала, и в начале 20 века развитие отечественного кино было неразрывно связано с именем Пате. Шарль Пате – французский фабрикант – приобрел один из патентов на «синематограф». Бизнес увенчался успехом, постепенно ширилось его влияние и вскоре в числе заказчиков оказались и российские предприниматели. Покупая в Париже необходимые проекционные аппараты и киноленты, они популяризировали «живую фотографию» по всей стране.
Компания «Братья Пате» стала монополистом отечественного кинорынка и в 1904 г. открыла первое представительство в России. Этот же период был отмечен еще одним важным событием: постепенно формировалась сеть стационарных «электротеатров». Их организация не требовала серьезных финансовых вложений: театры устраивались в пустующих зданиях, в которых размещали деревянные скамьи или стулья, но приносила владельцу существенный доход. Единственная сложность заключалась в необходимости регулярного обновления репертуара. Если бродячие театры за счет перемещений могли иметь в арсенале минимальное количество (одна-две) картин, то электротеатры отличались определенной географической принадлежностью.
Их доходность зависела от зрительской заинтересованности. Разнообразие картин рождало спрос. И именно это обстоятельство во многом стимулировало фильмопроизводство в России и стало толчком к появлению в 1906 г. практики проката фильмов, основанной на предоставлении через посредников кинокартин во временное пользование.
“Аттракционный” этап истории кино
Определенный прогресс в системе производства кинолент не означал улучшение качества самого сюжета: кино в России начала 20 века не отличалось высоким идейным содержанием и нравственной подоплекой. Оно напоминало балаганное шоу или аттракцион: показ картин имел практически непрерывный характер, трансляция сопровождалась живым звуком (фортепиано), иногда в перерывах между сеансами устраивались всевозможные развлекательные представления.
Так называемый «аттракционный» этап истории кино охватывал период с 1896 по 1907 г. и характеризовался господством иностранных лент (в первую очередь, французских).
На всем протяжении данного временного отрезка менялось само понятие аттракциона:
- вначале под ним понимался сам факт «живой фотографии»,
- в дальнейшем – содержание материала, а именно зрелищность сюжета.
Снимались яркие эстрадные и цирковые номера, мир флоры и фауны, а также редкие виды производства.
Появились первые политические ленты («Коронация Николая II), а также воссозданные исторические события прошлых лет («Война в Трансваале», «Восстание на броненосце «Потемкин»).
Ширилось жанровое разнообразие: были популярны иллюзионистские феерии, мелодрамы и комические ленты.
По способу производства фильмы того времени делились на две группы:
- натурные (документальные) картины. Являлись провозвестником образовательного кино. Фиксировали реальные процессы или явления: научные опыты, социально-политические события.
- игровые (актерские) ленты. Направленные на развлечение публики, они часто имели идеологическую подоплеку, в основном буржуазную.
Такого рода фильмы формировали представление об особенностях жизни и обычаях разных народов и стран мира, позволяли раскрыть секреты различных профессий, тем самым выполняя определенную просветительскую функцию. Однако выпускались и другие игровые фильмы, имевшие исключительно увеселительное значение.
Этап регулярного фильмопроизводства – деятельность Дранкова
В 1907-1908 гг. возникло регулярное фильмотворчество. Этот годы характеризовались ростом экономики и увеличением иностранных финансовых вливаний. Русская буржуазия увидела в кинематографе перспективную область и начала инвестировать средства в его развитие. Возросло число электротеатров (кинотеатров), изменился их облик: теперь это специально оборудованные здания с высокой зрительской вместимостью.
Из ярмарочного аттракциона кинематограф трансформировался в самостоятельную форму отдыха, популярную не только среди городских низов, но и представителей студенчества и интеллигенции.
Жанровое разнообразие фильмов позволяло охватить интересы всех слоев населения.
В репертуаре присутствовали:
- исторические инсценировки,
- психологические драмы,
- детективы и уголовно-приключенческие ленты,
- комедии и непритязательные мелодрамы.
Появились аутентичные русские фильмы на политическую и религиозную тематику. Их успех среди зрителей во многом определил начало развития русского фильмопроизводства.
Первые попытки его становления связаны с именем журналиста и корреспондента А.О. Дранкова, прославившегося, в первую очередь, своими документальными картинами (поездка Толстого из Ясной Поляны в Москву). На волне успеха неигровых лент Дранков снимает и первый игровой фильм – «Стенька Разин». Затем следует «Понизовая вольница», тепло встреченная зрительской аудиторией. Но дальнейшие опыты Дранкова были неудачными.
Расцвет «Торгового дома А. Ханжонкова»
Более успешным оказалось предприятие А.А. Ханжонкова, вышедшее в 1909 г. на лидирующие позиции по выпуску игровых картин в России (наравне с представительством Пате). Свою фирму по продаже кинооборудования и иностранных фильмов он организовал в 1906 г., через два года он уже сосредоточился на создании кинолент.
С 1909 по 1914 гг. под эгидой его «Торгового дома » вышло более 70 фильмов, среди которых и первый полнометражный – «Оборона Севастополя». Профессиональная дальновидность Ханжонкова позволила открыть множество талантливых имен, таких как мультипликатор Старевич, режиссер Бауэр, актер Мозжухин. В то время проблема подбора кадров была одной из ключевых. Профессия оператора утвердилась раньше других. Не имея аналогов в остальных областях искусства, например, в театре, эта специальность обладала чисто кинематографической спецификой. Вначале среди операторов преобладали иностранные специалисты, но с 1910 г. произошло пополнение кадров российскими фотографами, которые постепенно осваивали искусство киносъемки (Левицкий, Славинский, Фролов). Тяжелее шел процесс формирования режиссерских кадров. Первые опыты на данном поприще в исполнении Гончарова и Чардынина были достаточно поверхностными. На смену им пришли более талантливые кинематографисты:
• Яков Протазанов,
• Евгений Бауэр,
• Владимир Гардин.
Актеры же, как правило, набирались из артистической среды небольших театров:
К. Рощина – Инсарова, В. Пашенная, П. Орленов, Н.Васильев.
Серьезные актеры кино не считали кинематограф достойным занятием и неохотно соглашались на съемки. Позже других оформилась профессия сценариста.
Но, несмотря на сложности в организации фильмопроизводства и кадровые проблемы, русский кинематограф начала 20 века активно развивался и совершенствовался.