Великая Отечественная война в советской истории стала временем глубоких потрясений, борьбы и обретения истинных ценностей. Изменения охватили все стороны человеческого бытия. На путь трансформации встал и кинематограф.
Начало войны – время документалистики и кинохроники
Первые изменения затронули ключевые киностудии: «Мосфильм» и «Ленфильм» были перенесены в Алма-Ату (впоследствии там была сформирована. Центральная объединенная киностудия); «Союздетфильм» обрел новый дом в Душанбе.
Время требовало решительных шагов в сфере просвещения людей, укрепления их морального духа – появился Воентехфильм, в стенах которого снимали инструктивные картины, повествующие об особенностях управления боевой техникой, военной медицине и гражданской обороне («Пехота в бою», «Разведка» и т.д.).
Кинопублицистика как основной жанр и фронтовой кинооператор как ключевое действующее лицо: кинематограф приспосабливался к новой реальности.
Специально созданные фронтовые киногруппы снимали боевые репортажи в условиях ожесточенных боев и непрекращающегося огня. Полученный ими материал составлял основу регулярных выпусков хроники («Союзкиножурнал», «Новости дня»).
Фронтовые операторы и режиссеры (М. Трояновский, М. Слуцкий, В. Микоша, Р. Кармен) запечатлели на пленку исторически важные кадры военных действий, ставших впоследствии сюжетным стержнем крупных документальных трудов, таких как «Орловская битва», «Черноморцы», «Сталинград», «Разгром немецких войск под Москвой». В 1944 г. собранные материалы были объединены в кинофонд, получивший название «Кинолетопись Великой Отечественной войны».
Годом расцвета советского документального кино стал 1945. Выпускаемые картины отличались высоким уровнем режиссерского и операторского исполнения, новизной монтажных приемов, профессионально подобранным звуковым оформлением и прекрасной работой диктора. В этот год вышли содержащие уникальные исторические сведения картины «Разгром Японии» и «Берлин». А годом ранее, в 1944 г., свой документальный шедевр представил на суд публики мэтр художественного кино С. Юткевич. Фильм «Освобожденная Франция» рассказывал о тех трудностях и невзгодах, с которыми пришлось столкнуться стране в период Второй мировой войны.
Игровое кино в годы войны – жанровые особенности и музыкальное сопровождение
Оперативные, динамичные, острые фронтовые репортажи являли собой образец актуального для зрителя способа подачи информации. Эту же стратегию переняла и художественная кинематография.
Популярность получили «Боевые киносборники» – объединение непродолжительных по времени военно-патриотических киноновелл, созданием которых занимались ведущие отечественные специалисты. Всего в 1941-1942 годах было выпущено 12 сборников.
Кинематограф стал инструментом агитационного воздействия, а его детища – фильмы – воплощением идеалов самоотверженной любви к родной стране. Лучшие военные фильмы несли в себе мощный призыв к борьбе и сопротивлению, к проявлению моральной стойкости и силы духа.
Для этого режиссеры нередко обращались:
- к героическому наследию прошлого. В переломный 1943 свет увидели патриотически «заряженные» картины «Кутузов» и «Давид – Бек».
- к теме революционного противостояния и гражданской войны («Котовский»).
Жанровый спектр картин варьировался от документально-публицистических лент до военных драм.
Особым успехом пользовалась комедия. Этот жанр своей легкостью и свежестью уравновешивал трагедийность окружающей жизни, морально ободрял людей и давал им надежду на светлое будущее. 1941 стал годом выхода фильма «Свинарка и пастух» – поэтичной музыкальной истории о молодых людях, искренне любящих и защищающих свой родной край. Картина быстро нашла отклик в сердцах людей и во многом инспирировала развитие этого жанра.
В годы войны родились юмористические образы повара Антоши Рыбкина и солдата Швейка – героев картин Юдина и Юткевича.
Яркими, остроумными и удивительно душевными получились и главные персонажи фильма Л. Лукина «Два бойца», вышедшего на экраны в 1943 г. Картина знаменита еще тем, что специально для нее была создана популярная до сих пор лиричная композиция «Темная ночь».
Музыкальное сопровождение кинолент в годы войны играло важную роль. Песни, отличавшиеся особой глубиной, передавали боль и веру людей, укрепляли и побуждали к действию. В 1942 г. в фильме «Парень из нашего города» прозвучало трогательное произведение К. Симонова «Жди меня», а в 1945 г. свет увидела лента «Небесный тихоход», и вместе с ней известными стали яркие и немного юмористичные песни «Первым делом – самолеты» и «Пора в путь-дорогу». Кроме того в те роковые годы были написаны композиции
«Смуглянка», «В землянке», «Огонек»,
прозвучавшие в более поздних лентах о событиях войны.
Социальная роль кино в условиях военного времени не перечеркнула его творческой составляющей. Картины отличались тонким психологизмом и напряженностью. Для работы привлекались выдающиеся советские актеры (М. Державин, Н. Крючков, М. Бернес), а в основе сюжета лежали произведения признанных мастеров печатного слова.
Военные фильмы были и стимулом, и утешением. Часто в центре кинодействия находился обычный человек – солдат, партизан, крестьянин – своим примером вдохновлявший миллионы людей на подвиг. Тему чести, долга и самопожертвования затрагивали многие фильмы военных лет, список которых почти бесконечен:
-
«Сердца четырех»
-
«Воздушный извозчик»
-
«Валерий Чкалов»
-
«Жди меня»
-
«Шесть часов вечера после войны»
-
«Она защищает Родину»
-
«Сильва»
-
«Актриса»
Лучшие военные фильмы 1945 г – последствия войны для советского кинематографа
В победном 1945-ом когнитивно-образный рисунок кино дополнился новыми штрихами: появились картины, дающие некоторую оценку событиям войны.
В этот год в прокат вышли:
- имевший международный успех кинотруд Ф. Эрмлера «Великий перелом».
Историческим фундаментом картины стала Сталинградская битва, но фильм, по словам самого режиссера, был, в первую очередь, о людях, их судьбах и восприятии жестоких реалий войны;
- драма М. Донского «Непокоренные», посвященная трагедии Бабьего Яра.
В 1946 г. эта работа получила приз Международного венецианского кинофестиваля.
Советское кино про войну было художественно переработанной квинтэссенцией реальности тех лет, не до конца осмысленной, но глубоко прочувствованной. Острые эмоции и переживания, проблема личностного выбора и долга – ключевые элементы идейного кинополотна тех лет.
Испытание войной, при всей своей жестокой драматичности, стало для кинематографа периодом творческих исканий и творческих успехов Фильмы 1941-1945 гг. стали эмпатийным оттиском войны; свидетельством тяжелой борьбы, веры и бесконечного мужества.