Кино в России всегда было не просто зрелищем, но явлением культуры. Даже в трудные времена рождались фильмы, глубоко затрагивающие сердца и умы. Отечественное кино добилось признания в мире, сказав и свое слово. Накануне вручения кинопремии «Оскар» не лишним будет вспомнить, что советское и российское кино уже покоряло эту вершину.
Российские (и советские) фильмы – лауреаты «Оскара»
1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»
Первый советский фильм, завоевавший «Оскара». Снят Л.Варламовым и И.Копалиным по инициативе Сталина. Фильм создавался поистине с кровью – погибали фронтовые кинооператоры, в 30-градусные морозы отказывала аппаратура. Но советский народ должен был увидеть свою важнейшую победу. Лента с триумфом прошла по экранам. После переозвучивания и перемонтажа фильм был отправлен в Америку. Под названием «Москва наносит ответный удар» получил награду за лучший документальный фильм.
1968 – «Война и мир»
С.Бондарчук взял на себя серьезную ответственность – воссоздать на экране мощнейший роман Л.Толстого. Почти 6 лет работы, грандиозные батальные сцены. В съемках Бородинской битвы было занято рекордное число массовки – 120 тыс. человек. Производство картины обошлось в огромную сумму, по разным сведениям, от 8 до 18 миллионов рублей. Великолепный актерский ансамбль, использование музейного реквизита, красивые костюмы – фильм весьма впечатляющий.
1975 – «Дерсу Узала»
Советско-японский фильм А.Куросавы по книгам русского географа В.Арсеньева.
Дерсу Узала – реально живший человек, проводник известного путешественника по Уссурийскому краю. Простой охотник покорил ученого своей мудростью и отвагой. Фильм одновременно и приключенческий и философский. Съемки велись на Дальнем Востоке. Исполнителей главных ролей, Максима Мунзука и Юрия Соломина, советские власти не отпустили на церемонию награждения.
1980 – «Москва слезам не верит»
Мелодраму В.Меньшова кинокритики обругали.
Однако у народа картина получила полное признание – 85 миллионов зрителей в первый же год проката. Простые девчонки в поисках своего счастья – такой сюжет неизменно близок людям. Фильм прошел с феноменальным успехом, очень понравился Брежневу. Почти 100 стран купили ленту. Режиссер на вручении «Оскара» не присутствовал – он был «невыездным». Да и узнал о награде чуть ли не последним. Статуэтка киноакадемии оказалась в его руках только в 1989 году.
1994 – «Утомленные солнцем»
Фильм Н.Михалкова – трагическая история о честности и совести. В ничем неомраченную жизнь семьи сталинского комдива исподволь приходит беда. 1936 год, начало политических репрессий. Противостояние человечности и тоталитаризма. Безупречный выбор актеров, талант режиссера – и на экране предстает подлинная атмосфера тех страшных для страны лет. В 2009 в Лондоне был поставлен одноименный спектакль, основанный на событиях фильма.
1999 – «Старик и море»
Мультфильм А.Петрова снят по повести Хемингуэя.
Работа продолжалась два с половиной года. Техника, в которой работает Петров, непривычная всем компьютерная анимация. «Пальцевая живопись» требует неимоверного терпения, ибо каждый кадр буквально рисуется на стекле. Талантливый художник создал глубоко одухотворенную картину. Проект был очень затратным, но великолепный результат стоил того. В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.
Российские фильмы, которые номинировались на “Оскар” в разные годы
Кроме лауреатов, заслуженно добившихся успеха, немало отечественных фильмов боролись – и борются – за премию американской академии киноискусства:
-
1969 – “Братья Карамазовы” (реж. И.Пырьев)
-
1971 – “Чайковский” (реж. И.Таланкин)
-
1972 – “А зори здесь тихие…” (реж. С.Ростоцкий)
-
1978 – “Белый Бим Черное ухо” (реж. С.Ростоцкий)
-
1982 – “Частная жизнь” (реж. Ю.Райзман)
-
1984 “Военно-полевой роман” (реж. П.Тодоровский)
-
1992 – “Урга: территория любви” (реж. Н.Михалков)
-
1996 “Кавказский пленник” (реж. С.Бодров)
-
1997 – “Вор” (реж. П.Чухрай)
-
1999 – “Молох” (реж. А.Сокуров)
-
2000 “Дневник его жены” (реж. А.Смирнов)
-
2003 – “Возвращение” (реж. А.Звягинцев)
-
2005 “Итальянец” (реж. А.Кравчук)
-
2007 “12” (реж. Н.Михалков)
-
2009 – “Уборная история любовная история» (реж.К.Бронзит) – в номинации Лучший короткометражный анимационный фильм
-
2014 – «Левиафан» (реж. А Звягинцев)
-
2016 – «Мы не можем жить без космоса» (реж. К.Бронзит) в номинации Лучший короткометражный анимационный фильм
Но не следует думать, что для российского кино «Оскар» или другие кинопремии – самоцель. Кино создается в первую очередь для людей. Лучшие советские и российские фильмы во все времена несли послание к человеческому в человеке. Возрождение духовности – что может быть важнее?
P.S. Критики много рассуждали (и продолжают это делать) по поводу кризиса российской киноидустрии, хотя за последнее десятилетие стали чаще появляться отечественные ленты, отмеченные на иных международных фестивалях.
Представляется, что в подобной ситуации уместнее говорить не столько о «кризисе жанра» российского кино, сколько о его становлении в новых для себя и государственно-политических, и социально-общественных, и даже эстетических реалиях. Думается, что и здесь у нашей страны – свой особый путь, главное, поскорее его обрести.