Восток, Запад и Россия считаются важнейшими социокультурными образованиями в истории. С шумерской, египетской, китайской, индской и средневековой исламской цивилизациями связывают такое понятие, как Восток – особое образование, традиционно противопоставленное Западу.
Меcто России в мире – история проблемы
Данные представления унаследованы из философии истории, которая не брала в расчет, что Запад и Восток – не изначальные и не универсальные формы существования цивилизаций. Поэтому в новейших цивилизационных теориях, изучающих локальные образования, довольно часто встречается критика не только оппозиции «Восток-Запад», но и самих этих понятий.
Однако после изучения трудов А. Вебера, Р. Генона и М. Петрова становится очевидным, что полный отказ от реальности Востока и Запада вряд ли целесообразен. Скорее, требуется существенная поправка к классическим представлениям.
Европейская цивилизация зародилась из зерна исторической аномалии – общества, которое развилось из «традиционной» критско-микенской цивилизации, потерпевшей историческую катастрофу, и которое ставило во главу угла целостную и яркую личность наподобие героев эпоса. Отсюда – вся культурно-историческая традиция Запада с демократией, капитализмом, либерализмом, философией и наукой. В связи с этим понятие «Восток» можно приложить к любым обществам и культурам, сохранившим свою традиционность.
Поэтому вопрос о месте России в истории и в мировой культуре решить прямо достаточно сложно. Являясь самой молодой христианской цивилизацией, Россия отличается от восточных культур, поскольку ее духовно-культурная традиция является христианской, а этнос принадлежит к европейскому типу. Но православие и геополитическое положение отличает Россию от стран Западной Европы.
Специфика российской культуры
Принято рассматривать два подхода в определении понятия «культура России», и оба подхода объясняются особенностями развития самой русской культуры и другими историческими условиями:
- обособительный (основан на противопоставлении Руси и Украины);
- расширительный (основан на включении в культуру России множества национальных культур).
Культура русского народа сложилась примерно в VIII–XIII веках на основе культуры древнерусской народности.
Примерно до XI-XII века русская культура складывалась в условиях оформления восточных славянских племен в единое государство. Большое влияние на языческую Киевскую Русь оказывала высокоразвитая в культурном отношении Византия. Крещение Руси, произошедшее при Владимире I Святом, послужило основой для оформления древнерусской культуры с ее культурными артефактами.
В XIV веке древнерусская культура распадается на три основные культуры – украинскую, белорусскую, великорусскую.
На нее большое влияние оказывает степной Восток (Золотая Орда) и католический Запад (Ливонский орден, Польша, Литва). Эпоха Московского царства (XIV-XVI века), являющая собой расцвет русской культуры, прерывается Смутой. Однако Смута дала резкий толчок общекультурному национальному самосознанию россиян. С XVII и до настоящего времени русская культура характеризуется «европеизацией» и «универсализацией», имеет место одновременный процесс секуляризма и возврата к православной духовности.
Культура России неразрывно связана с православием. Православие – один из важнейших аспектов развития русской культуры. Духовная преемственность православной Византии, отделение от католичества и протестантизма – все это сформировало в народном самосознании образ «Святой Руси», оказавший большое влияние и на народ, и на творцов русской культуры. Ф.М. Достоевский потрясающе выразил мысль о хранении русским народом подлинных сокровищ православной духовности в знаменитой речи на открытии памятника А.С. Пушкину в 1880 году.
Россия и мировая культура
Русскую культуру и иные культуры возможно сопоставить на трех уровнях:
- национальном (русская и английская и т.п.);
- цивилизационном (Россия и Восток, Россия и Запад);
- типологическом (Россия в парадигме «Запад-Восток»).
В любом случае цель сопоставления – установление общих признаков между культурами, возможностей взаимопроникновения, преодоление локального характера замкнутости культур.
Особенность русской культуры в ряду национальных европейских культур:
- громадная территория,
- целостное государство,
- единство нации и цивилизации.
Благодаря своему христианству и связью с греческой общеевропейской культурной основой Россия не схожа с Востоком. От Запада русскую цивилизацию отличает православие и геополитическое положение.
Как геополитическая сила Россия дважды спасала западную цивилизацию: сначала от монгольского нашествия в средние века, затем от собственного европейского фашизма в Новое время. Однако возникает вопрос – сможет ли Россия стать духовным «мостом», объединившим Европу и Азию, и, более того, проложить путь от исконного христианства к будущей духовности человечества.
Современную российскую культуру характеризуют две особенности
Это:
- «вестернизация», т.е. принятие западных ценностей и идеалов с одновременной универсализацией культуры;
- борьба за независимость культуры.
Надо отметить, что российская культура обнаружила большую восприимчивость к культурной экспансии Запада и «модернизму», однако это уже не единожды приводило к национальной культурно-политической трагедии и краху государственности. Западные мыслители пытаются разрешить внутренние противоречия своей сциентистски-материалистически ориентированной цивилизации, обращаясь к базовым ценностям христианства. Их поиск совпадает с идеями тех православных философов, художников и политических деятелей, которые отстаивают идею самобытности России ввиду ее принципиальной духовности. Именно эта духовность может помочь тем напряженным исканиям и самоанализу, которые ведет западная цивилизация.