Специфика российской культуры и место России в мировой культуре

Восток, Запад и Россия считаются важнейшими социокультурными образованиями в истории. С шумерской, египетской, китайской, индской и средневековой исламской цивилизациями связывают такое понятие, как Восток – особое образование, традиционно противопоставленное Западу.

Данные представления унаследованы из философии истории, которая не брала в расчет, что Запад и Восток – не изначальные и не универсальные формы существования цивилизаций. Поэтому в новейших цивилизационных теориях, изучающих локальные образования, довольно часто встречается критика не только оппозиции «Восток-Запад», но и самих этих понятий.

Однако после изучения трудов А. Вебера, Р. Генона и М. Петрова становится очевидным, что полный отказ от реальности Востока и Запада вряд ли целесообразен. Скорее, требуется существенная поправка к классическим представлениям.

Европейская цивилизация зародилась из зерна исторической аномалии – общества, которое развилось из «традиционной» критско-микенской цивилизации, потерпевшей историческую катастрофу, и которое ставило во главу угла целостную и яркую личность наподобие героев эпоса. Отсюда – вся культурно-историческая традиция Запада с демократией, капитализмом, либерализмом, философией и наукой. В связи с этим понятие «Восток» можно приложить к любым обществам и культурам, сохранившим свою традиционность.

Поэтому вопрос о месте России в истории и в мировой культуре решить прямо достаточно сложно. Являясь самой молодой христианской цивилизацией, Россия отличается от восточных культур, поскольку ее духовно-культурная традиция является христианской, а этнос принадлежит к европейскому типу. Но православие и геополитическое положение отличает Россию от стран Западной Европы.

Специфика российской культуры

Принято рассматривать два подхода в определении понятия «культура России», и оба подхода объясняются особенностями развития самой русской культуры и другими историческими условиями:

  • обособительный (основан на противопоставлении Руси и Украины);
  • расширительный (основан на включении в культуру России множества национальных культур).

Культура русского народа сложилась примерно в VIII–XIII веках на основе культуры древнерусской народности.

Примерно до XI-XII века русская культура складывалась в условиях оформления восточных славянских племен в единое государство. Большое влияние на языческую Киевскую Русь оказывала высокоразвитая в культурном отношении Византия. Крещение Руси, произошедшее при Владимире I Святом, послужило основой для оформления древнерусской культуры с ее культурными артефактами.

В XIV веке древнерусская культура распадается на три основные культуры – украинскую, белорусскую, великорусскую.

На нее большое влияние оказывает степной Восток (Золотая Орда) и католический Запад (Ливонский орден, Польша, Литва). Эпоха Московского царства (XIV-XVI века), являющая собой расцвет русской культуры, прерывается Смутой. Однако Смута дала резкий толчок общекультурному национальному самосознанию россиян. С XVII и до настоящего времени русская культура характеризуется «европеизацией» и «универсализацией», имеет место одновременный процесс секуляризма и возврата к православной духовности.

Культура России неразрывно связана с православием. Православие – один из важнейших аспектов развития русской культуры. Духовная преемственность православной Византии, отделение от католичества и протестантизма – все это сформировало в народном самосознании образ «Святой Руси», оказавший большое влияние и на народ, и на творцов русской культуры. Ф.М. Достоевский потрясающе выразил мысль о хранении русским народом подлинных сокровищ православной духовности в знаменитой речи на открытии памятника А.С. Пушкину в 1880 году.

Место России в мировой культуре

Русскую культуру и иные культуры возможно сопоставить на трех уровнях:

В любом случае цель сопоставления – установление общих признаков между культурами, возможностей взаимопроникновения, преодоление локального характера замкнутости культур.

Особенность русской культуры в ряду национальных европейских культур:

  • громадная территория,
  • целостное государство,
  • единство нации и цивилизации.

Благодаря своему христианству и связью с греческой общеевропейской культурной основой Россия не схожа с Востоком. От Запада русскую цивилизацию отличает православие и геополитическое положение.

Как геополитическая сила Россия дважды спасала западную цивилизацию: сначала от монгольского нашествия в средние века, затем от собственного европейского фашизма в Новое время. Однако возникает вопрос – сможет ли Россия стать духовным «мостом», объединившим Европу и Азию, и, более того, проложить путь от исконного христианства к будущей духовности человечества.

Современную российскую культуру характеризуют две особенности:

  • «вестернизация», т.е. принятие западных ценностей и идеалов с одновременной универсализацией культуры;
  • борьба за независимость культуры.

Надо отметить, что российская культура обнаружила большую восприимчивость к культурной экспансии Запада и «модернизму», однако это уже не единожды приводило к национальной культурно-политической трагедии и краху государственности. Западные мыслители пытаются разрешить внутренние противоречия своей сциентистски-материалистически ориентированной цивилизации, обращаясь к базовым ценностям христианства. Их поиск совпадает с идеями тех православных философов, художников и политических деятелей, которые отстаивают идею самобытности России ввиду ее принципиальной духовности. Именно эта духовность может помочь тем напряженным исканиям и самоанализу, которые ведет западная цивилизация.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Специфика российской культуры и место России в мировой культуре

  1. Tramka говорит:

    То, что российская культура уникальна и многогранна — с этим, конечно, не поспоришь, но прежде чем говорить о месте российской культуры в мире, не мешало бы задуматься о том, какое место она занимает непосредственно для нас, для русского народа и России в целом? Я, например, твёрдо убеждён, что всё таки Россия, как бы отчаянно не рубил Пётр окна в Европу, была и остаётся по сей день востоком. Прослеживается это и в нашем быту, и в политике, и в культуре. Почему? Потому что одной из основных особенностей востока является огромная пропасть, разделяющая общество на две очень неравные категории. Наше общество — это тысячи утхлых лачуг, теснящихся у нескольких шикарных дворцов; это самодержавие и тирания властителей, какими бы демократическими вывесками они не прикрывались и, что самое интересное, покорность и поддержка народом этого самого самодержавия (о да, это любимое выражение наших бабушек «Сталина на вас нет»,эта искренняя любовь русского народа к тиранам и готовность клонить свою буйну головушку и сетовать на судьбинушку))); это глубокая патриархальность и консерватизм взглядов, суждений и быта; это наши религиозные учреждения (извините за,возможно,грубость) напоминающие более развлекательные заведения с продажей сувениров у входа и возможностью выбрать наиболее приглянувшегося малёванного божка,а не пристанище заблудшей души (которые и сам Фёдор Михалыч не гнушался называть мечетями, да и не красного словца ради писал о той самой «моровой язве, надвигающейся из Азии на Европу» которая так отчаянно снилась Раскольникову); в конце концов это пирамида в центре столицы, с лежащей в ней фараоном — если вы понимаете о чём я. Такая же особенность и нашей русской культуры — дуализм. Наше культурное наследие делится на две части, первая из которых это культура для масс. Да, тут меня сейчас заплюют, но не поворачивается у меня язык называть великими поэтами ни Тютчева, ни величайшего нашего классика Пушкина, ни,уж тем более, Есенина. Это попса. Это просто и примитивно, для народа. Красиво, изящно, о любви, о птичках, о берёзках, но для нас — ЭТО культура. Для нас. А для всего мира? А в мире чтят Бродского и Ахматову, Достоевского и Булгакова, Бунина и Блока, Замятина в конце концов, но уж точно НЕ Есенина!!! Это культура для, как бы это пафосно не звучало, избранных. То, что нами в силу нашего консерватизма всенародно не понято,не принято, и потому единогласно говоря современным языком «забанено». В этом и специфика русской культуры, в том, что огромная пропасть между тысячами любующимися «Мишками в сосновом лесу» и непонимающих тех нескольких, которые восхищаются идеально равносторонним, равноугольным и равномерно однотонно чёрным квадратом, нарисованным от руки… А Россия уже давно заняла свое место в мировой культуре, только красуются на этом месте точно не наши всенародные любимцы. У меня всё.

  2. Marta говорит:

    Tramka, а почему Вы считаете, что дуализм — это особенность российской культуры? Разве в Китае или во Франции нет художников, писателей или музыкантов, чье искусство предназначено для «внутреннего потребления»? Да , я обязательно «плюну» в Вас за то, что пытаетесь спровоцировать читателей и отрицаете гений Пушкина 🙂 еще в школе нам рассказывали, что благодаря Александру Сергеевичу возник современный русский язык. Наверно, действительно, немец или американец не поймет. Ну и что из этого? Я тоже не могу оценить красоту поэтического слога норвежского поэта. От этого его вклад в свою национальную культуру не станет менее значимым. Для мировой культуры, действительно, необходимы уже общечеловеческие идеи.

  3. kotothey говорит:

    ))))

  4. Ekaterina1010 говорит:

    !!!

Добавить комментарий