Теория «Москва- третий Рим»

                  Историческая концепция России — «Москва — третий Рим»

Начиная с 14 века, в России происходят существенные политические и экономические сдвиги. Центр политической и культурной жизни страны перемещается на северо-восток, где образуется Московское княжество.

Происходит постепенная централизация власти и “собирание” русских земель вокруг Москвы.

  • В 14 веке Москва становится политическим и культурным центром страны.
  • Другим мощным толчком для формирования национального самосознания народа стала Куликовская битва (1380), которую возглавил великий князь Московский Дмитрий Донской.

Огромную роль в возвышении Московского княжества и превращении Москвы в политический и культурный центр Российского государства сыграли не только князья и воины, но и духовные наставники той эпохи.

Для объединения и централизации Руси была необходима не только военная и политическая сила, но и направляющая идея – нравственно-идеологическое обоснование этого процесса.

Московские князья прекрасно понимали это, поэтому старались привлечь на свою сторону церковь как ведущую идеологическую силу в стране. Церковь, в свою очередь, увидела в политике московских князей перспективу создания сильного централизованного государства.

В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского.

Суть теории сводится к тому, что после падения Рима и Константинополя истинная вера сохранилась только в Московской державе, поэтому отныне и до “скончания мира” Москва – третий Рим.

Согласно этой теории Русь является наследницей и преемницей исторической миссии первого и второго Рима, а русский народ избран Богом.

Теория Филофея «Москва — третий Рим» определяла духовное и историческое предназначение России в контексте всей мировой истории.

Эти идеи Филофея:

  • дают доступное для того времени объяснение истории,
  • обосновывают возвышение Москвы,
  • а также предрекают ей мессианскую роль в будущем.

Необходимо отметить, что идеи Филофея объединили в себе элементы весьма распространенной в христианских странах так называемой теории «Длящегося Рима», согласно которой история Римской империи будет продолжаться вечно, до конца земной истории. Стремление заявить и подчеркнуть свою идентичность с Римской державой прослеживается в общественно-политической мысли разных стран восточной и западной Европы. Глашатаями идеи “ Москва -третий Рим” впоследствии стали последователи иосифлян, которые к началу XVI века заняли господствующее положение в официальной идеологии русской церкви.

Теория Филофея «Москва — третий Рим» несет в себе две основные идеи:

  • миссионерскую (автор призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве)
  • и церковную (князь должен принять на себя управление церковными делами) .

Обращаясь к великому князю, Филофей говорит о том, что

в Московском царстве сошлись все христианские царства – два Рима пали, а третий Рим стоит и будет стоять вечно. Такова, по его мнению, миссия русского государства в настоящем и будущем.

Таким образом,

в формуле “Москва – третий Рим” выражена великодержавная идея русского государства, а также идея богоизбранности русского народа. Идеологема «Москва – третий Рим» оказала существенное влияние на последующее развитие государственных форм самодержавия в России, а также повлияла на развитие русской политологии и общественно-философской мысли.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Теория «Москва- третий Рим»

  1. Костя говорит:

    крутооо

  2. Дмитрий говорит:

    Всё-таки Москва — третий Рим — это не столько идея, направленная на укрепление какой-либо государственности, а скорее, если проследить историю, рывок церкви к власти. И, надо признать, очень удачный рывок. Церковь очень сильно укрепила свои позиции и заняла главенствующее положение в управлении Российским государством. Что продолжается до сих пор.

  3. Элина говорит:

    Не соглашусь с Дмитрием.Это просто одно из течений в православии.В наше время оно возродилось с новой силой. Достаточно прочесть «Россия перед вторым пришествием» С.В. Фомина, что бы понять, что ни о какой власти речь не идет. Речь идет о конце света, и что только Россия сможет показать всему миру путь ко спасению.

  4. Гюнель говорит:

    Большое спасибо за помощь

  5. igor говорит:

    очень интересное изложение и нужная информация. А вот как её отсюда выцепить? Очень нужна

  6. admin говорит:

    Надо писать админу в «обратной связи»

  7. Виктория говорит:

    А как можно взять эту информацию?

  8. admin говорит:

    Надо обратиться к админу в форме «Обратной связи»

  9. Виктория говорит:

    Адмииин?!

  10. admin говорит:

    да, администратор сайта. только надо там указывать реальный е-мейл, иначе отослать вам материал на почте не получится.

  11. Алина говорит:

    А как текст кинуть себе?))*

  12. admin говорит:

    пишите админу в «обратной связи», он вышлет вам текст на емейл

  13. ирина говорит:

    скиньте пож-ста информацию по теории «москва-третий рим»,то, что напечатано выше

Добавить комментарий