Начиная с 14 века, в России происходят существенные политические и экономические сдвиги. Центр политической и культурной жизни страны перемещается на северо-восток, где образуется Московское княжество.
Происходит постепенная централизация власти и “собирание” русских земель вокруг Москвы.
- В 14 веке Москва становится политическим и культурным центром страны.
- Другим мощным толчком для формирования национального самосознания народ стала Куликовская битва (1380), которую возглавил великий князь Московский Дмитрий Донской.
Огромную роль в возвышении Московского княжества и превращении Москвы в политический и культурный центр Российского государства сыграли не только князья и воины, но и духовные наставники той эпохи.
Для объединения и централизации Руси была необходима не только военная и политическая сила, но и направляющая идея – нравственно-идеологическое обоснование этого процесса.
Московские князья прекрасно понимали это, поэтому старались привлечь на свою сторону церковь как ведущую идеологическую силу в стране. Церковь, в свою очередь, увидела в политике московских князей перспективу создания сильного централизованного государства.
В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского.
Суть теории «Москва – третий Рим»
Суть концепции сводится к тому, что после падения Рима и Константинополя истинная вера сохранилась только в Московской державе, поэтому отныне и до “скончания мира” Москва – третий Рим.
Согласно этим положениям Русь является наследницей и преемницей исторической миссии первого и второго Рима, а русский народ избран Богом.
Теория Филофея «Москва – третий Рим» определяла духовное и историческое предназначение России в контексте всей мировой истории.
Эти идеи:
- дают доступное для того времени объяснение истории,
- обосновывают возвышение Москвы,
- а также предрекают ей мессианскую роль в будущем.
Необходимо отметить, что концепция Филофея объединила в себе элементы весьма распространенной в христианских странах так называемой теории «Длящегося Рима», согласно которой история Римской империи будет продолжаться вечно, до конца земной истории. Стремление заявить и подчеркнуть свою идентичность с Римской державой прослеживается в общественно-политической мысли разных стран восточной и западной Европы. Глашатаями этой “третьеримской” идеи впоследствии стали последователи иосифлян, которые к началу XVI века заняли господствующее положение в официальной идеологии русской церкви.
Теория «Москва – третий Рим” несет в себе две основные идеи:
- миссионерскую (автор призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве)
- и церковную (князь должен принять на себя управление церковными делами) .
Обращаясь к великому князю, Филофей говорит о том, что
в Московском царстве сошлись все христианские царства – два Рима пали, а третий Рим стоит и будет стоять вечно. Такова, по его мнению, миссия русского государства в настоящем и будущем.
Таким образом,
в формуле «третьего Рима» выражена великодержавная идея русского государства, а также идея богоизбранности русского народа. Идеологема «Москва – третий Рим» оказала существенное влияние на последующее развитие государственных форм самодержавия в России, а также повлияла на развитие русской политологии и общественно-философской мысли.