Русская философия в XIV–XVI веках: “иосифляне” и “нестяжатели”

Мистическая традиция древнерусского православия восходит к религиозно-мистическим концепциям восточного православия.

Восточнославянский тип миросозерцания ищет пути к достижению гармонии и единения человека с Богом.

Одной из таких концепций был исихазм. В этом учении глубокая аскеза молчания считалась путем обретения Бога. Только через безмолвную молитву, очищение сердца и аскетизм можно достичь единения с Творцом через Спасителя. Это учение оказало сильное влияние на развитие русской богословской мысли, внеся в нее проникновенную глубину и экзальтацию.

Представителями исихазма были заволжские старцы, духовным предводителем которых был выдающийся мыслитель и богослов Нил Сорский. Среди сторонников этого учения называют также Сергия Радонежского.

В период становления на Руси сильной централизованной власти церковь невольно оказалась втянута в этот процесс. Вопрос соотношения духовной и светской власти стал центральным в религиозно-философской и общественной мысли 15-16 веков.

В богословской мысли той эпохи обозначились два противоположных церковных течения, которые вошли в российскую историю как “нестяжатели” и “иосифляне”. Духовными вождями этих течений были

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – нестяжатели и иосифляне

Противоборство этих старцев основывалось на совершено противоположном понимании веры и ее роли в государстве.

Нил Сорский был сторонником мистического, духовного понимания христианства, он был защитником свободы и не связывал христианскую веру с властью, осуждал преследования еретиков. Он стал предшественником вольнолюбивого, либерального течения русской философской мысли. В его трудах впервые в общественно-философской мысли России была развита идея духовно- нравственного самосовершенствования личности. Преподобный Нил дает подробную характеристику губительных для человека страстей: в их числе сребролюбие, тщеславие, гнев, уныние, чревоугодие, блуд, гордыня, печаль. Но главный грех, по его мнению, – это “стяжание”, то есть присвоение чужого имущества и плодов чужого труда.

Иосиф Волоцкий же считал, что личное нестяжание священнослужителей не мешает монастырю приобретать земли и имущество, а богатство церкви не противоречит христианским заповедям. Свои идеи он воплотил в Успенском монастыре, в котором система поминовений была поставлена на солидную коммерческую основу.  Он был проповедником жесткого, властолюбивого государственного православия и выступал как враг всякого вольнодумия и сторонник казней еретиков.

По определению Н. А. Бердяева, Иосиф Волоцкий – роковая фигура в истории русского православия и государственности.

Последователями Нила Сорского и проповедниками нестяжательства были Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Св. Максим Грек (ок. 1555 г.), канонизированный Русской Православной Церковью в 1988 г., был христианином, сочетавшим глубокую религиозность, большую ученость и гражданскую позицию. Он призывал царя Ивана Грозного соответствовать нравственному идеалу христианина и подчиниться законам Божьим и человеческим. В своих трудах Максим Грек выступает как идеолог христианского гуманизма.

Наиболее значительными представителями публицистики этого периода были Ф.Карпов и И.Пересветов. Оба являлись сторонниками безраздельной самодержавной власти. Гарантом справедливости для них выступает безграничная царская власть. В сочинениях Пересветова впервые в русской общественно-философской мысли появляется понятие “правды”. Под ним он понимает:

  • справедливое общественное устройство,
  • искоренение зла, рабства и несправедливости.

Понятие “правды” впоследствии получит обстоятельную разработку и станет одной из ключевых категорий русской социально-философской мысли.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.