Мистика и секуляризация философской мысли в XIV–XVI веках

Мистическая традиция древнерусского православия восходит к религиозно-мистическим концепциям восточного православия. Восточнославянский тип миросозерцания ищет пути к достижению гармонии и единения человека с Богом.

Одной из таких концепций был исихазм. В учении исихазма глубокая аскеза молчания считалась путем обретения Бога. Только через безмолвную молитву, очищение сердца и аскетизм можно достичь единения с Творцом через Спасителя. Учение исихазма оказало сильное влияние на развитие русской богословской мысли, внеся в нее проникновенную глубину и экзальтацию.

Представителями этого учения были заволжские старцы, духовным предводителем которых был выдающийся мыслитель и богослов Нил Сорский. Среди сторонников этого учения называют также Сергия Радонежского.

В период становления на Руси сильной централизованной власти церковь невольно оказалась втянута в этот процесс. Вопрос соотношения духовной и светской власти стал центральным в религиозно-философской и общественной мысли 15-16 веков. В богословской мысли той эпохи обозначились два противоположных церковных течения, которые вошли в российскую историю как “нестяжатели” и “иосифляне”. Духовными вождями этих течений были

Нил Сорский (1433 – 1508) и Иосиф Волоцкий (1439 – 1515).

Противоборство этих старцев основывалось на совершено противоположном понимании веры и ее роли в государстве.

Нил Сорский, икона 1908

Нил Сорский, икона 1908

Нил Сорский был сторонником мистического, духовного понимания христианства, он был защитником свободы и не связывал христианскую веру с властью, осуждал преследования еретиков. Он стал предшественником вольнолюбивого, либерального течения русской философской мысли. В его трудах впервые в общественно-философской мысли России была развита идея духовно- нравственного самосовершенствования личности. Нил Сорский дает подробную характеристику губительных для человека страстей: в их числе сребролюбие, тщеславие, гнев, уныние, чревоугодие, блуд, гордыня, печаль. Но главный грех, по мнению Сорского, — это “стяжание”, то есть присвоение чужого имущества и плодов чужого труда.

иосиф волоцкий

Иосиф Волоцкий, икона сер.19в

Иосиф Волоцкий же считал, что личное нестяжание священнослужителей не мешает монастырю приобретать земли и имущество, а богатство церкви не противоречит христианским заповедям. Свои идеи Волоцкий воплотил в Успенском монастыре, в котором система поминовений была поставлена на солидную коммерческую основу. Иосиф Волоцкий был проповедником жесткого, властолюбивого государственного православия. Он выступал как враг всякого вольнодумия и сторонник казней еретиков.

По определению Н. А. Бердяева, Иосиф Волоцкий – роковая фигура в истории русского православия и государственности.

Последователями Нила Сорского и проповедниками нестяжательства были Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Св. Максим Грек (ок. 1555г.), канонизированный Русской Православной Церковью в1988 г., был христианином, сочетавшим глубокую религиозность, большую ученость и гражданскую позицию. Он призывал царя Ивана Грозного соответствовать нравственному идеалу христианина и подчиниться законам Божьим и человеческим. В своих трудах Максим Грек выступает как идеолог христианского гуманизма.

Наиболее значительными представителями публицистики этого периода были Ф.Карпов и И.Пересветов. Оба являлись сторонниками безраздельной самодержавной власти. Гарантом справедливости для них выступает безграничная царская власть. В сочинениях Пересветова впервые в русской общественно-философской мысли появляется понятие “правды”. Под этим понятием Пересветов понимает справедливое общественное устройство, искоренение зла, рабства и несправедливости.

Понятие “правды” впоследствии получит обстоятельную разработку и станет одной из ключевых понятий русской социально-философской мысли.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Мистика и секуляризация философской мысли в XIV–XVI веках

  1. Дейдре говорит:

    Вообще, древнерусская мистическая традиция во многом буквальна (от слова буква). Это послужило причиной и суда над Максимом Греком и, немного позже, раскола. Именно XV-XVI (хотя в большей степени XVI) века стали периодом формирования нового религиозного сознания, в котором появляются и другие христиане — не только православные. До этого, благодаря географической изоляции, русское православие могло противопоставлять себя «чужакам»-татарам, исповедовавшим другую веру. Да и тевтонцы вели себя достаточно нелицеприятно, чтобы христиан в них «не разглядеть». А в XV — XVI веках как раз начали выстраиваться торговые связи, к нам начали приезжать иностранцы и, конечно, привозить свои верования. Интересно как это влияло на православие. Итог этих влияний нам известен — раскол, а вот про сам процесс мне практически не попадалось.

  2. innoshka911 говорит:

    Нил Сорский дал подробную характеристику тех излишеств человеческой души и тела, которые могут привести человека к гибели. Они не то чтобы запрещены, он как бы предостерегает от них. Кстати, эти качества отличаются от Заповедей Божьих в религии. Удивляет то, что как излишне позитивные, так и излишне отрицательные качества неприемлемы. Даже уныние и печаль – критикуются, так как они одна из крайностей человеческой души. Ранее мне казалось, что негативны только такие страсти, как сребролюбие, гордыня, блуд, т.е. приносящие человеку наслаждение. Я ошибалась.

Добавить комментарий