Русская философия: особенности и проблемы

Размышляя о русской философии как о бесспорно неотъемлемой части мировой философской мысли, непременно задаешься вопросом: чем была (и стала) она для европейской науки, в чем ее своеобразие и каковы особенности русской философии? Может быть, все труды, эссе и статьи наших мыслителей – не более чем попытка адаптировать мысли великих европейцев под убогую отечественную действительность? И кем, по выражению Герцена, стали русские философы: болью, предупреждающей об опасности, или врачами, которые если не излечили, то хотя бы верно поставили диагноз?

 «Царство вечной правды» — некое идеальное общество как проблема русской философии.

 К вечным вопросам — кто мы? куда идем? что есть наш мир? – русская философия добавила еще один, не вполне корректно звучащий для европейца, но принципиальный для нас: в чем сила, брат? И ответила на него так же, как и известный герой — сила в правде. В этом почти сошлись даже непримиримые противники: Чаадаев утверждал, что любовь к истине важнее любви к Отечеству, а Достоевский — что правда выше России. Для практичного немца подобные утверждения не только кощунственны, но и нелепы, ибо правда может быть лишь чем-то полезным, не более. Для русских же философов «царство правды» стало некой Землей обетованной, но можно ли придти в него и каким путем?

 «Русский путь» и «русская идея» — куда идем и для чего?

О своеобразии России и особом призвании ее народа впервые заговорил Петр Чаадаев в «Философических письмах», и ему ответили западники и славянофилы, представители двух непримиримых философских направлений. Первые, приверженцы позитивизма и рационализма, у которых было «две родины – Русь и Европа», утверждали, что никакого «русского пути» нет, а в «царство истины» нужно следовать проторенным общеевропейским. Славянофилы же, настаивающие на особенности и самобытности российской истории, культуры, ментальности, замечали, что повторять ошибки запада ни к чему и выделяли Россию в особую категорию.

Понятие «русская идея» как ответ и тем и другим впервые законченно сформулировал почвенник Достоевский в «Дневниках писателя». Он определил его как идею православного «всеслужения» человечеству, нарек русский народ народом-богоносцем и противопоставил европейский социализм и анархизм российскому православию и патриотизму. «Русской идеей» пронизан последний роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором близкие писателю взгляды выражает его любимый герой – Алеша Карамазов. Поэтому неудивительно, что, высоко оценивая Федора Михайловича как писателя и психолога и считая его предтечей экзистенциализма, западные мыслители отвергают его идеологию.

Антропоцентризм — особенность русской философии: человек и поиск смысла жизни.

Однако русскую философию всегда интересовали не только проблемы развития общества в целом, но и проблемы человека, его устремлений, поиска смысла жизни. В философских романах Достоевского, Толстого, Чернышевского центральное внимание уделялось исканиям героев, их духовному возрождению и развитию. Антропоцентрист Соловьев, развивший понятие «русская идея», считал человека вершиной божественного творения и верил в его возрождение благодаря «истине во Христе». Экзистенциалист Бердяев, напротив, говорил о противоречивости и загадочности русской души, объясняя это конфликтом в ней рационального и иррационального, востока и запада. В ней же (душе) он видел корни русского коммунизма.

 Русская религиозность: от поисков Бога до «религии отрицания».

Еще одна характерная особенность русской философии и ее существенное отличие от западной — некая особая «религиозность». Русские философы попытались соединить идеи христианства с философскими идеями, чтобы получить универсальную формулу, с помощью которой можно было бы дать ответ на вечно актуальный вопрос: как жить дальше? Каким принципам следовать, чтобы приблизить «царство истины»?

Славянофилы и почвенники видели в православной вере особенность русского народа и не сомневались, что все, что препятствует православию, препятствует и народному благоденствию. В отличие от них Герцен, Бакунин, а также революционеры-демократы видели в религии «узду для народа». Позже, в ХХ веке, религиозные философы мечтали, что когда-нибудь появится идея, которая сможет объединить церковь, народ и интеллигенцию (применительно к сегодняшнему дню можно было бы сказать — элиту). Религиозную окраску приобрел даже атеизм: он превратился в «религию отрицания», религию без Бога.

 Проблемы русской философии: социальная справедливость, отношение к власти и государству.

Русский философ, в отличие от своего западного коллеги, всегда был проповедником, а его идеи часто становились руководством к действию. Свое отношения к власти, к государству не скрывала ни одна из философских школ. И если славянофилы принимали официальную формулу «православие-самодержавие-народность», то революционер-демократ Чернышевский вполне определил свое отношение к государству и современной ему России в известном романе «Что делать?». Его последователь Ткачев создал свою теорию революции, решающим фактором в которой должна стать воля «активного меньшинства». Против создания такого общества и такого государства, а главное, пути, выбранного Ткачевым и Чернышевским, выступил Достоевский с романом «Бесы».

В ХХ веке о проблемах отношения к власти и государству размышляли Мережковский, Бердяев, Ильин, Сорокин, чьи работы стали весомым вкладом в мировую философскую мысль.

Таким образом, учитывая особенности русской философии, ее отличительные черты и глубину проблем, поднимаемых отечественными мыслителями, можно уверенно сказать, что русская философия стала весьма самобытной и необыкновенно интересной составляющей европейской философской науки.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Русская философия: особенности и проблемы

  1. Русская философия, что означает данное понятие, о чем говорят и спорят русские философы? Во-первых, если говорить о русской философии, то она как и все философии мира искала истину, смысл бытия, решала проблемы добра и зла. Но реалии жизни русского народа отличались от жизни восточной, европейской постольку, поскольку отличался сам быт, поэтому и пошло понятие русской философии, философии отражающей все грани русской жизни. Лично мое мнение — у философии нет национальной принадлежности, существует отдельно философия добра, философия справедливости, философия отношения к труду и обществу. В разных обществах существуют незначительное сходство и различие, а в целом она едина, фундаментальные понятия одни. А поиск истины,что первично курица или яйцо — в любой философии так и остается поиском, гранитом который философы грызут и до наших дней.

  2. Krasinskaya говорит:

    Понятия «русская философия» и «русская идея» для меня синонимичны. Без русской идеи нет русской философии. Творцы, чьи имена названы в этой литературной статье, по-своему искали ответа на вопрос о сущности русской философии. На мой взгляд, она живёт в душе каждого, кто считает себя русским человеком, и зачастую неразделима с христианской религией.
    Каковы главные качества православного христианина? Первейшее из них – благочестие, от него же происходят остальные: искренняя любовь к миру и людям, сдержанность в светлости души и пламенности духа, послушание, отзывчивость, честность, доброта, умение прощать. Следует добавить¸ что всегда нужно видеть грань, ведь любое достоинство при его чрезмерном проявлении превращается в недостаток.
    Великий человек, поистине многогранная личность, автор трудов о русской идее В.С. Соловьев был убежден в том, что миссия русского народа состоит в том, чтобы быть примиряющим началом в вековом конфликте Запада и Востока и местом становления высшей истинной формы православия. Он, можно сказать. Возложил на Россию миссию возрождения всего мира и объединения всех народов вокруг своей культуры.
    Печально, что непросвещенные ассоциируют с русской идеей национализм.
    Говоря о современности, затрону тему киноискусства. Многим россиянам полюбились переполненные жестокостью и болью фильмы «Брат», «Брат 2». Я думаю, что они привлекают людей потому, что в этих фильмах живет русская идея. Герой Сергея Бодрова задавался вопросом: «В чем сила, брат?» Он отвечал самому себе (а также всем нам, не просто зрителям, но жителям большой саморазрушающейся страны): «Разве в деньгах? Нет. Сила – в правде».

  3. Terri говорит:

    Жизнь в правде — как идеал жизни: в этом, мне кажется, и есть главная загадка русской души. Прагматизм? Вряд ли он так важен для русской души, мгновенно откликающейся на чужую беду — не только на беду другого знакомого человека, но на беду любого! «Раз упал — значит прав!» — лучше Марины Цветаевой не скажешь!
    Относительно же «узды для народа», которой считали зачинатели революций Православие, можно сказать только одно: кто в Бога не верует, тому любая вера и любая религия — поперек сердца.
    Состоялась революция, разрушила мнимые цепи и чем все закончилось. Таким кровопролитием, что кровь стынет в жилах от ужаса.

  4. Уведомление: "Русский 19 век" - лекция вторая

  5. Уведомление: Основные черты русской философии и византийские традиции в культуре и философии Древней Руси

  6. глупая говорит:

    Я все ни как не могу понять русскую философию!!!!!!!

  7. Вера говорит:

    Все очень классно, вся цепочка доступна и понятна!!! Очень благодарна Вам.

  8. Виолетта говорит:

    класс)

  9. Уведомление: Что такое "русская идея": кратко о философии и истории понятия

  10. alyona183 говорит:

    то что надо!!

Добавить комментарий