Русская философия бесспорно стала неотъемлемой частью мировой философской мысли, однако:
- чем была (и стала) она для европейской науки,
- в чем ее своеобразие
- и каковы ее особенности?
Может быть, все труды, эссе и статьи наших мыслителей – не более чем попытка адаптировать мысли великих европейцев под убогую отечественную действительность? И кем, по выражению Герцена, стали русские философы: болью, предупреждающей об опасности, или врачами, которые если не излечили, то хотя бы верно поставили диагноз?
Проблемы и особенности русской философии
1. Идеальное общество
– кто мы? куда идем? что есть наш мир?
– русская философская мысль добавила еще один, не вполне корректно звучащий для европейца, но принципиальный для нас:
в чем сила, брат?
И ответила на него так же, как и известный герой – сила в правде.
В этом почти сошлись даже непримиримые противники: Чаадаев утверждал, что любовь к истине важнее любви к Отечеству, а Достоевский – что правда выше России.
Для практичного немца подобные утверждения не только кощунственны, но и нелепы, ибо правда может быть лишь чем-то полезным, не более. Для отечественных же мыслителей «царство правды» стало некой Землей обетованной, но можно ли придти в него и каким путем?
2. «Русский путь» и «русская идея»
О своеобразии России и особом призвании ее народа впервые заговорил Петр Чаадаев в “Философических письмах”, и ему ответили западники и славянофилы, представители двух непримиримых философских направлений.
Первые, приверженцы позитивизма и рационализма, у которых было «две родины – Русь и Европа», утверждали, что никакого «русского пути» нет, а в «царство истины» нужно следовать проторенным общеевропейским. Славянофилы же, настаивающие на особенности и самобытности российской истории, культуры, ментальности, замечали, что повторять ошибки запада ни к чему и выделяли Россию в особую категорию.
Понятие «русская идея» как ответ и тем и другим впервые законченно сформулировал почвенник Достоевский в «Дневниках писателя».
Он определил его как идею православного «всеслужения» человечеству, нарек русский народ народом-богоносцем и противопоставил европейский социализм и анархизм российскому православию и патриотизму. «Русской идеей» пронизан последний роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором близкие писателю взгляды выражает его любимый герой – Алеша Карамазов. Поэтому неудивительно, что, высоко оценивая Федора Михайловича как писателя и психолога и считая его предтечей экзистенциализма, западные мыслители отвергают его идеологию.
3. Антропоцентризм
Однако нашу философскую мысль всегда интересовали не только проблемы развития общества в целом, но и проблемы человека, его устремлений, поиска смысла жизни. В романах Достоевского, Толстого, Чернышевского центральное внимание уделялось исканиям героев, их духовному возрождению и развитию.
Антропоцентрист Соловьев, развивший понятие «русская идея», считал человека вершиной божественного творения и верил в его возрождение благодаря «истине во Христе». Экзистенциалист Бердяев, напротив, говорил о противоречивости и загадочности русской души, объясняя это конфликтом в ней рационального и иррационального, востока и запада. В ней же (душе) он видел корни русского коммунизма.
4. Религиозность как черта философии
Еще одна характерная особенность русской философии и ее существенное отличие от западной – некая особая «религиозность».
Отечественные мыслители попытались соединить идеи христианства с философскими идеями, чтобы получить универсальную формулу, с помощью которой можно было бы дать ответ на вечно актуальный вопрос: как жить дальше? Каким принципам следовать, чтобы приблизить «царство истины»?
Славянофилы и почвенники видели в православной вере особенность русского народа и не сомневались, что все, что препятствует православию, препятствует и народному благоденствию. В отличие от них Герцен, Бакунин, а также революционеры-демократы видели в религии «узду для народа». Позже в ХХ веке религиозные философы мечтали, что когда-нибудь появится идея, которая сможет объединить церковь, народ и интеллигенцию (применительно к сегодняшнему дню можно было бы сказать – элиту). Религиозную окраску приобрел даже атеизм: он превратился в «религию отрицания», религию без Бога.
5. Социальная справедливость, отношение к власти и государству
Русский философ, в отличие от своего западного коллеги, всегда был проповедником, а его идеи часто становились руководством к действию. Свое отношения к власти, к государству не скрывала ни одна из философских школ.
И если славянофилы принимали официальную формулу «православие-самодержавие-народность», то революционер-демократ Чернышевский вполне определил свое отношение к государству и современной ему России в известном романе «Что делать?». Его последователь Ткачев создал свою теорию революции, решающим фактором в которой должна стать воля «активного меньшинства». Против создания такого общества и такого государства, а главное, пути, выбранного Ткачевым и Чернышевским, выступил Достоевский с романом «Бесы».
Предлагаем нашу презентацию по теме:
В ХХ веке о проблемах отношения к власти и государству размышляли Мережковский, Бердяев, Ильин, Сорокин, чьи работы стали весомым вкладом в мировую философскую мысль.
Таким образом, учитывая особенности русской философии, ее отличительные черты и глубину проблем, поднимаемых отечественными мыслителями, можно уверенно сказать, что российская философская мысль стала весьма самобытной и необыкновенно интересной составляющей европейской философской науки.