«Русская идея» — философия и история концепции

«Русская идея» как концепт национального самосознания стала смыслообразующим принципом для многих русских философов, писателей, каждый из которых развил в этом понятии свое специфическое видение.
По сути своей, во всей своей истории «русская идея» проявилась не как строгое понятие, а скорее, как символ, смыслообраз или метафора, которые соответствовали национальным поискам смысла бытия народа в мировом контексте и его сущности.
На обыденном уровне под ноуменом этой идеи понимается совокупность представлений, образов, чувств, которые связаны/отображают глубинное содержание русской ментальности и роль России в мировой истории.

Из истории «русской идеи»

Известно, что первым использовал это понятие Ф.М.Достоевский, когда в 1861 году писал:

«Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».

Таким образом, концепт «русская идея» содержательно вмещает в себя смысловые особенности специфики национального самосознания, а время его «формирования» принято относить к периоду Московского государства, считающегося в духовном плане «золотым веком русской святости». Именно тогда в религиозной и художественной жизни, которые были теснейшим образом переплетены, и возникли/проявились особенности нашей духовной культуры, впоследствии ставшие определяющими в развитии отечественного самосознания и духовной жизни в том числе.

Особенности русского самосознания

К их числу относят:

Мистицизм,
ставший «глубинно» близким нашей духовной культуре и воспринятый ею из Византии. Учение св.Григория Паламы – исихазм – появившееся в поздневизантийский период, с его идеями мистического единения с внечувственным миром, умной молитвы, возможностями восприятия энергии Бога, молчаничества и т.д. оказалось «родственным» русским исканиям. Позже именно этот мистицизм и мистическая направленность культуры с её органичным соединением «рацио» и «чувства» определили, в том числе, и меньшую расчлененность в нашей духовной жизни — по сравнению с Европой

• Историзм,
появившийся уже в отечественных летописаниях и ставший затем в теории «Москва- третий Рим» полноценным религиозно-космическим концептом культуры. С историзмом также связана еще одна идея национального самосознания России, которая впоследствии получила и свое философское обоснование, а именно: идея соборности.

• Эстетизм,

выведший признание красоты как безусловную ценность. Он нашел проявление не в одной лишь художественной жизни страны, но и в отношениях людей к слову, в философии, в морали. Так, отечественный мыслитель А.Ф.Лосев отмечал специфику русской философии, в том числе и в том, что в ней:
а) преобладает выражение идей не в системно-абстрактных понятиях, а преимущественно – в образах, символах посредством слова художественной литературы;
б) прослеживается теснейшая связь с действительной жизнью;
в) обнаруживается противостояние картезианскому «рацио», как к механическому и бездушному мышлению;
г) проявляется внимание, большей частью, к проблемам духовным.
Среди ученых существует единое мнение, что наиболее полное выражение русской специфики дано в идее всеединства мира (образ Софии) в учении В.С.Соловьева. (подробнее здесь).

В.С.Соловьев и «русская идея»
В своей статье «Русская идея» мыслитель определяет идею национального самосознания не через человеческие поиски и устремления, а через божественный произвол, когда национальная идея

«есть не то, что нация сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

В.С.Соловьев выводит определение действия в истории трех сил:
• Одну – центростремительную, подавляющую любое разнообразие, он называет характерной для Востока
• Вторую – центробежную, дающую свободу индивидуализму, анархии и эгоизму – для Запада
• И для третьей, интегрирующей или могущей «объединить» эти крайности и проявляющейся как высшее откровение – философ определяет славянство, как носителя.
Именно русский народ обязан, по его представлениям, заложить основы такой всемирной теократии.
Если рассматривать русскую идею В.С.Соловьева, то очевидно, что в условиях и контексте глобализации ее предназначение, в первую очередь, должно быть проявляемо исключительно в ценностном (аксиологическом) наполнении исторической миссии России.
Такой же позиции, которая противопоставляется национализму и четко разграничивается с национальной идеей, держится и Н.А.Бердяев в своем понимании русского самосознания.

Ознакомьтесь с нашей презентацией по этой теме:

Глобальное значение концепта «русская идея»

Идеи русского самосознания сегодня должны стать (и могут это сделать!) смыслообразующей и содержательной основой для нашей цивилизационной и культурной идентичности в эпоху глобализма. Русская идея изначально признает важнейшие положения:
• О приоритете единства мира
• Об универсальных ценностях бытия – свободе, справедливости, терпимости, братстве, ненасилии, солидарности и т.д.
И в этих основах она созвучна мыслям всех великих ученых/пророков/мыслителей, определявших общее выше любых различий и любовь выше всего другого.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий