Романтизм и реализм как направления в литературе проявились в лирике А.Пушкина по-особенному. Романтизм господствовал в русской литературе с 18 века, его приемы и особенности были широко использованы поэтом в его раннем творчестве. Реалистические тенденции проявились в русской литературе уже с 19 века, и поставили перед Пушкиным совершенно иные задачи.
Развитие романтизма в лирике А.С.Пушкина
В творчестве поэта это развитие традиций позднего Г.Р.Державина, H.М.Карамзина, романтических исканий В.А.Жуковского и К.Н. Батюшкова.
1.Ранняя лирика:
- Эпикурейские мотивы. Радостное упоение жизнью
«Городок», «Друзьям»
- акцентирование внимания на душевных переживаниях романтического героя:
«Певец», «Желание»;
- появление свободолюбивых мотивов в лирике.
«К Чаадаеву,» «Веселый пир»
2. Петербургский и михайловский периоды:
- творчество поэта приобретает характер исповеди,
- элегия — как способ реализации романтических идей:
«Погасло дневное светило»;
- мотив разочарования как выражение исключительности романтического героя:
«Я пережил свои желанья»
- противоречивость любовных переживаний.
«Редеет облаков летучая гряда»;
- тема свободы начинает превалировать, основными становятся нравственные проблемы общества, возникшие в результате революционных преобразований в Европе:
«Наполеон», «Кинжал», «Узник», «К морю”
- осознание бесплодности иллюзий и мечтаний,взгляд на мир глазами скептика, разуверившегося в изменении общества, разочарование в высоких
чувствах и надеждах:
«Свободы сеятель пустынный», «Демон»;
- прощание с романтизмом:
«К морю».
Отражение реалистических тенденций в лирике поэта
1. Реалистическое видение мира в его естественном
развитии:
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Зимний вечер».
2. Преодоление мировоззренческого кризиса, определение новых задач поэзии — «глаголом жечь сердца людей»:
«Пророк», «Арион», «Анчар».
3. Новая творческая задача: глубокое осознание объективной реальности, необходимости изображения жизни во всей ее сложности, в ее развитии и противоречии
«Памятник»