К.Н.Батюшков как русский критик переходного периода

Константин Николаевич Батюшков (1787 – 1855), также как и Василий Жуковский, принадлежал к ранней романтической школе критиков. Но, несмотря на это, он постоянно находился в поиске выражения новых форм в своей литературной и критической деятельности. Таким образом, его творчество обладало определенными чертами «переходности» от романтического к просветительскому мировоззрению.

Критика К.Н.Батюшкова – идеи, вопросы, темы

Маска дилетанта 

Современники ценили отменный литературный вкус поэта, его начитанность и образованность. Василий Жуковский и князь Петр Вяземский, дорожившие мнением авторитетного критика, часто присылали ему свои новые стихи для разбора. Оставаясь видным литературным деятелем и публицистом, Батюшков, тем не менее, старался держаться в стороне от критических споров, не выступал со статьями-обзорами новинок литературы. Это позволяло ему оставаться вне рамок современных ему литературных течений и не вынуждало его примыкать к какой-либо распространенной точке зрения. К тому же, занимаемая поэтом-критиком позиция непрофессионала в литературе позволяла ему свободно экспериментировать с критическими жанрами и выражать исключительно свое мнение, не связанное с идеологией литературного течения. Являясь активным членом многих литературных обществ, он, однако, всегда оставался нейтральным в борьбе различных литературных элит.

Сатиры 

В критику молодой Батюшков буквально ворвался с сатирой “Видение на брегах Леты», написанной в 1809 году. Сатира мгновенно завоевала признание поэтов общества «Арзамас» и получила в их среде статус оригинального литературно-сатирического манифеста. Впоследствии поэты-арзамасцы развили многие идеи его сатиры: «суда» над поэтами-современниками, провозглашение иронических «эпитафий», усыпление от дилетантских стихов и пр.). В основе сюжета сатиры поэта – проверка в Лете, мифологической «реки забвения», произведений современных поэтов. Не удостоились чести стать бессмертными и «канули в Лету» стихи последователей А.С. Шишкова, проза и поэзия сентименталистов П.И. Шаликова и В.В. Измайлова (при этом автор «Видения…» не дает никаких комментариев по поводу творчества Н.М. Карамзина).

Испытание выдерживает лишь И.А. Крылов. Батюшков-критик высоко оценил народность и оригинальность его басен.

«Видение на берегах Леты» получило большую популярность и распространилось во множестве списков. Интересно, что сам поэт считал ее слабой и недоработанной и поэтому не включал «Видение…» ни в одно свое собрание сочинений.

Другая сатира, “Певец в беседе Славяно-Россов…”, написанная им позднее, в 1813 году, тоже получила широкую популярность. Построенная как пародия на «Певца во стане русских воинов» Жуковского, она высмеивала последователей творчества Шишкова и нарочитую «русскость» в их произведениях.

“Легкая поэзия”

Требовательность к себе в упорной работе над языком Батюшков переносил и на стихи современников. Первым среди русских критиков он поднял вопрос об ответственности поэта за написанное им слово в публичной речи «О влиянии легкой поэзии на язык». Речь была им произнесена на заседании Общества любителей российской словесности при Московском университете в 1816 году и оказала большое воздействие на современников.

В ней поэт размышлял не только над проблемами языка, но и над правилами поэтического творчества. Считая вслед за Вольтером, что все литературные жанры имеют одинаковое право на существование

(«Все роды хороши, кроме скучного»),

критик Батюшков, тем не менее, считал, что жанры «легкой поэзии» (послания, мадригалы, пасторали, эротические стихотворения, баллады, басни и пр.) имеют больший потенциал для развития, поскольку теснее переплетены с жизнью, чем иные романтические жанры, и наиболее полно отображают внутренний мир современного читателя.

Основы критического мировоззрению Батюшкова

Программная статья поэта – «Нечто о поэте и поэзии» (1815) – продемонстрировала зрелость размышлений критика, показавшего глубокое понимание им законов романтического творчества.

Отвергая холодную рассудочность классицистов, Батюшков сравнивал душу поэта

с «растопленным в горниле металлом».

Поэзия, по критику, должна рождаться в минуту вдохновения,она

– «пламень небесный», «сочетание воображения, чувствительности и мечтательности».

По его мнению, знания законов художественного метода, умения «изящно рифмовать» и точно доносить до читателя каждую свою мысль, недостаточно для подлинного искусства.

«Надобно, чтобы вся жизнь, все тайные помышления, все пристрастия клонились к одному предмету, и сей предмет должен быть – искусство. Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека».

Критик утверждал, что поэт должен вести образ жизни, соответствующий его творческим принципам:

«живи, как пишешь, и пиши, как живешь», иначе «все отголоски лиры твоей будут фальшивы». Этот образ жизни поэт окрестил «пиитической диэтикой».

Предписывая поэту отделяться от светского круга общения, Батюшков-критик, используя биографические факты из жизни поэтов, показал, каким образом воспитание и окружающее общество оказало влияние на их мировоззрение и формирование одаренности. Таким образом, он заложил в своем творчестве основы просветительских воззрений.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская критика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.