В определенные периоды русской истории большую роль в литературе играли писательские кружки и сообщества. В основном имевшие неофициальный характер, они объединяли близких по духу и творческим взглядам людей и помогали становлению и развитию новых литературных школ.
Срок существования таких содружеств мог быть недолгим, а значение для культуры – бесценным: талантливые литераторы, покинув «отеческое гнездо», часто достигали вершин русской поэзии, и шутливые «уставы» этих объединений становились прообразами манифестов целых литературных направлений.
Одним из таких литературных кружков в начале XIX века был «Арзамас» – творческое содружество, из которого вышли многие виднейшие представители Золотого века русской поэзии.
Рождение “Арзамаса”
Это литературное общество возникло в 1815 г. Причиной его рождения стала постановка в Большом театре Петербурга комедии А.А.Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам», где в сатирическом образе поэта Фиалкина был выведен В.А.Жуковский. Пьеса вызвала большую полемику. На Шаховского посыпались обвинения в зависти и клевете. С другой стороны, романист М.Н.Загоскин поддержал автора «Урока кокеткам» в своей пьесе «Комедия против комедии, или Урок волокитам».
Поэт-романтик и друг В.А.Жуковского Д.Н.Блудов в ответ на пьесу написал уморительно смешную сатиру «Видение в какой-то ограде, изданное обществом учёных людей». Действие в ней происходило вблизи города Арзамаса. Его название и дало имя группе литераторов, выступивших против Шаховского и возглавляемого им кружка литературных консерваторов – «Беседы любителей русского слова», противившегося обновлению русской поэзии и отстаивавших устаревшие каноны XVIII века . «Арзамас» стало для членов общества словом нарицательным.
«Арзамасом» у них именовалось «всякое место, на коем будет находиться несколько членов общества налицо – чертог, хижина, колесница, салазки».
Члены литературного кружка:
Светлана, Асмодей, ВОТ-Я-ВАС, Сверчок и другие
Секретарем сообщества был В. А. Жуковский.
В числе членов общества выступали В.Л.Пушкин, П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, А.И.Тургенев, Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков, М.Ф.Орлов.
Именно в «Арзамасе» произошел литературный дебют А.С.Пушкина.
Форме, в которой проходили собрания кружка, создатели общества придавали большое значение. Она должна была пародировать официальность и торжественный пафос собраний Академии наук и «Беседы».
Всем членам общества давались прозвища, взятые из поэм Жуковского:
- сам Жуковский звался Светланой,
- Вяземский – Асмодеем,
- Батюшков – Ахиллом,
- Тургенев – Эоловой арфой,
- В.Л.Пушкин – «Вот-я-вас».
- А.С.Пушкин носил прозвище «Сверчок».
При вступлении в кружок каждый новый участник приносил присягу. В случае её нарушения он обязывался принять всяческие наказания, например: «Да буду членом Российской академии и членом-сотрудником «Беседы русского языка».
Надо было также произнести надгробную речь «покойному учителю». В роли «покойников» выступали члены кружка Шаховского, – их «арзамасцы» считали мёртвыми в литературном плане.
На каждом собрании выбирался председатель, на голову которого торжественно водружался красный колпак. После этого зачитывался комический протокол предыдущего заседания. Затем звучали стихи – в основном посвящения и сатиры друг на друга. Всё это исполнялось в максимально комическом духе.
«Арзамасская критика должна ехать верхом на галиматье», – утверждал В.А.Жуковский.
Культ «галиматьи» был, в сущности, проявлением стремления талантливой молодежи к свободе творчества и помогал их духовному раскрепощению, становлению поэтического дара.
Кризис “галиматьи” и распад кружка
Кризис «Арзамаса» начался после смерти Г.Р.Державина и распада опиравшейся на его авторитет «Беседы». Отсутствие общего врага стало разъединяющим фактором для «арзамасцев». Кроме того, многие из них, – прежде всего представители старшего поколения, – устали от «галиматьи».
«Но должно ли шутя о пользе рассуждать?» – спрашивал В.Л.Пушкин в одном из своих посланий.
Молодые члены кружка, чувствуя взросление, также начинали проявлять интерес к более серьезным формам творчества.
Наметились и политические расхождения среди молодежи: ряд «арзамасцев» по взглядам приближался к декабристам, некоторые, наоборот, тяготели к консервативным ценностям. – к реакции. Попытка будущих декабристов Н.И.Тургенева и М.Ф.Орлова превратить эту литературную группу в политическое общество встретила сопротивление других членов кружка. Распри внутри общества привели к распаду кружка в 1818 г. Его участники направились по своим, различным путям в литературе.
Проросли арзамасские зерна !…
Это сообщество сыграло большую роль в истории литературы. Многих крупных поэтов и деятелей начала XIX века можно назвать птенцами гнезда, имя которому – «Арзамас». При этом «птенцы» эти, оперившись, разлетелись по разным лагерям русской культуры.
Так, через этот кружок прошли
- как будущий декабрист Н.М.Муравьев,
- так и автор «теории официальной народности» С.С.Уваров.
«Арзамасская» педагогика Жуковского открыла дорогу в литературу К.Н.Батюшкову, П.А. Вяземскому и другим поэтам «пушкинского круга».
В творческом становлении молодого А.С.Пушкина роль общества сопоставима только с Царскосельским лицеем: здесь окреп и сформировался его свободный, острый, ясный литературный язык, развилось чувство юмора.
В арзамасской «галиматье» зарождался феномен пушкинского стиля –
«та пушкинская легкость, в которой тяжесть преодолена» (Н.Коржавин).
Без данного кружка возможно были бы немыслимы ни «Повести Белкина», ни «Граф Нулин», ни авторские отступления-беседы из «Евгения Онегина».
Арзамас стал школой русского смеха. Поэты абсурда – вплоть до «чинарей» Д.Хармса и А.Введенского – ориентировались на на идеи этой группы не только в творчестве, но и в жизни. В истории веселое слово «Арзамас» осталось символом творческой молодости, смеха, таланта – рядом с «веселым именем» Пушкина.