Поэты из “Архива” – состав обществ
«Архивны юноши» – так А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» называл молодых людей, работавших в Архиве Министерства иностранных дел. Эта работа, не отнимавшая много времени, позволяла юношам заниматься самообразованием и творчеством. Поэтому именно в московском Архиве в 1823 году возникло значимое в истории русской культуры литературное объединение – «Общество любомудрия». Имена этих «архивных юношей» и их произведения золотыми буквами вписаны в историю Золотого века русской поэзии.
Лидерами «Общества любомудрия» были:
В.Ф.Одоевский (председатель),
Д. В. Веневитинов (секретарь),
И. В. Киреевский,
А.С. Хомяков и другие.
Публиковались они в основном в журналах «Вестник Европы» и «Мнемозина».
Что есть сущность любомудрия?
Слово «любомудрие» – это дословный перевод на русский язык греческого термина «философия». Под любомудрием члены кружка подразумевали «цельное знание» о мире, включающее элементы науки, литературы, философии. Основной интерес участников кружка вызывало учение немецкого философа Ф.Шеллинга, трактовавшего природу как книгу, повествующую о высших, божественных мирах. Изучали они и творчество Б.Спинозы, И.Канта, И.Г.Фихте. В собственных стихах любомудры пытались создать новый, интеллектуальный поэтический язык, способный передать тончайшие оттенки философской мысли.
Размышления любомудров сыграли большую роль в развитии эстетики и диалектики искусства в России. Влияние некоторых их постулатов заметно в творчестве молодого В.Г.Белинского и А.С. Пушкина.
Любомудры и политика
Политические взгляды любомудров были весьма различны. Большая часть членов кружка не интересовалась сиюминутными вопросами общественной жизни, предпочитая парить в небесах немецкой философии.
Но ряд «архивных юношей» увлекался либеральными учениями Европы:
- Киреевский изучал труды французского философа Просвещения К.А.Гельвеция,
- Веневитинов в стихах подражал Байрону и требовал «свободы».
Накануне восстания декабристов свободолюбивый дух в «Обществе…» достиг апогея: даже немецкая философия отступила на второй план перед мечтами о будущем России. Поэтому после 1825 года некоторые члены общества оказались в центре внимания царской охранки. Боясь репрессий, В.Ф.Одоевский сжег устав и протоколы общества. Кружок прекратил свое существование.
Но представители общества продолжали активную литературную деятельность: их журнал «Московский вестник» продолжал выпускаться, являясь одним из ведущих рупоров философской и политической мысли в стране.
Наследники любомудров
Любомудры фактически заложили основу как славянофильства, так и западничества.
И.В.Киреевский и А.С.Хомяков – лидеры славянофилов – дебютировали в литературе именно в кругу «архивных юношей». Истоки русской идеалистической диалектики и эстетики – в трудах любомудров. Обращение к национальным духовным традициям (вместо подражания Европе) также впервые произошло в их творчестве. С другой стороны, западник В.Г.Белинский также сформировался как критик под влиянием «единой теории изящного», разрабатываемой В.Ф.Одоевским.
Традиции философской лирики Д.В.Веневитинова продолжали А.С.Пушкин и Ф.И.Тютчев. Написанная В.Ф.Одоевским книга «Русские ночи» – один из интереснейших памятников русской мысли – повлияла на становление молодого Ф.М.Достоевского.
Многие национальные мыслители России разрабатывали в своем творчестве темы, впервые почти «на ощупь» найденные молодыми поэтами, служившими при московском Архиве Министерства иностранных дел.