Общество любомудрия — начало русского идеализма

Поэты из «Архива» — состав обществ

«Архивны юноши» – так А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» называл молодых людей, работавших в Архиве Министерства иностранных дел. Эта работа, не отнимавшая много времени, позволяла юношам заниматься самообразованием и творчеством. Поэтому именно в московском Архиве в 1823 году возникло значимое в истории русской культуры литературное объединение – «Общество любомудрия». Имена этих «архивных юношей» и их произведения золотыми буквами вписаны в историю Золотого века русской поэзии.

Лидерами «Общества любомудрия» были:

В.Ф.Одоевский (председатель),

Д. В. Веневитинов (секретарь),

И. В. Киреевский,

А.С. Хомяков и другие.

Публиковались они в основном в журналах «Вестник Европы» и «Мнемозина».

Что есть сущность любомудрия?

Слово «любомудрие» – это дословный перевод на русский язык греческого термина «философия». Под любомудрием члены кружка подразумевали «цельное знание» о мире, включающее элементы науки, литературы, философии. Основной интерес участников кружка вызывало учение немецкого философа Ф.Шеллинга, трактовавшего природу как книгу, повествующую о высших, божественных мирах. Изучали они и творчество Б.Спинозы, И.Канта, И.Г.Фихте. В собственных стихах любомудры пытались создать новый, интеллектуальный поэтический язык, способный передать тончайшие оттенки философской мысли.
Размышления любомудров сыграли большую роль в развитии эстетики и диалектики искусства в России. Влияние некоторых их постулатов заметно в творчестве молодого В.Г.Белинского и А.С. Пушкина.

Любомудры и политика

Политические взгляды любомудров были весьма различны. Большая часть членов кружка не интересовалась сиюминутными вопросами общественной жизни, предпочитая парить в небесах немецкой философии.

Но ряд «архивных юношей» увлекался либеральными учениями Европы:

  • Киреевский изучал труды французского философа Просвещения К.А.Гельвеция,
  • Веневитинов в стихах подражал Байрону и требовал «свободы».

Накануне восстания декабристов свободолюбивый дух в «Обществе…» достиг апогея: даже немецкая философия отступила на второй план перед мечтами о будущем России. Поэтому после 1825 года некоторые члены общества оказались в центре внимания царской охранки. Боясь репрессий, В.Ф.Одоевский сжег устав и протоколы общества. Кружок прекратил свое существование.
Но представители общества продолжали активную литературную деятельность: их журнал «Московский вестник» продолжал выпускаться, являясь одним из ведущих рупоров философской и политической мысли в стране.

Наследники любомудров

Любомудры фактически заложили основу как славянофильства, так и западничества.

И.В.Киреевский и А.С.Хомяков – лидеры славянофилов – дебютировали в литературе именно в кругу «архивных юношей». Истоки русской идеалистической диалектики и эстетики – в трудах любомудров. Обращение к национальным духовным традициям (вместо подражания Европе) также впервые произошло в их творчестве. С другой стороны, западник В.Г.Белинский также сформировался как критик под влиянием «единой теории изящного», разрабатываемой В.Ф.Одоевским.
Традиции философской лирики Д.В.Веневитинова продолжали А.С.Пушкин и Ф.И.Тютчев. Написанная В.Ф.Одоевским книга «Русские ночи» – один из интереснейших памятников русской мысли – повлияла на становление молодого Ф.М.Достоевского.

Многие национальные мыслители России разрабатывали в своем творчестве темы, впервые почти «на ощупь» найденные молодыми поэтами, служившими при московском Архиве Министерства иностранных дел.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.