30-е годы 19 века – особенный период в развитии русской литературной критики. Это время расцвета так называемой «журнальной критики», эпоха, когда критика как никогда ранее плотно переплелась с литературой. Именно в эти годы активизировалась общественно-политическая жизнь, а в сугубо дворянскую литературу стали проникать произведения либерально и демократически настроенных писателей низших сословий.
В литературе, несмотря на зарождающийся реализм (А. Пушкин, Н. Гоголь, В. Белинский), продолжал удерживать твердые позиции романтизм. Но он уже не представляет собой единое монолитное течение, а разделяется на множество течений и жанров.
Продолжают творить:
- декабристы-романтики А. Бестужев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер,
- поэты пушкинского круга (Е. Баратынский, П. Вяземский, Д. Давыдов).
М. Загоскин, И. Лажечников, Н. Полевой выступают с блестящими историческими романами, имеющими ярко выраженные романтические черты. Такую же романтическую направленность сохраняют исторические трагедии Н. Кукольника («Торквато Тассо», «Джакобо Санназар», «Рука Всевышнего отечество спасла», «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» и др.), получившие высокую оценку самого императора Николая I. В 1830-е годы расцветает талант М.Лермонтова, навсегда вошедшего в русскую литературу как одного из самых «неистовых романтиков» 19-го века. Все это требовало своего осмысления на страницах критических изданий.
«Журнальная критика» как отражение борьбы идей
Эпоху 30-х годов 19 века также иногда называют эпохой борьбы идей. Действительно, восстание декабристов в 1825 году, борьба «западников» и «славянофилов» на страницах литературных альманахов и журналов заставили общество по-новому взглянуть на традиционные проблемы, подняли вопросы национального самоопределения и дальнейшего развития российского государства.
Декабристские журналы – «Полярная звезда», «Мнемозина» и ряд других – по понятным причинам прекратили свое существование. Прежде достаточно либеральный «Сын Отечества» Н. Греча сблизился с официозной «Северной пчелой» Ф. Булгарина.
Сделал крен в сторону консерватизма под редакторством М.Каченовского и авторитетный журнал «Вестник Европы», основанный Н. Карамзиным.
У общества «любомудров», возглавляемого М. Погодиным, появился свой орган – «Московский вестник», заложивший основы философской критики. (Позднее, после 1836 года, у бывших «любомудров» появилось и другое издание – «Московский наблюдатель»).
Издававшаяся чуть более года (с 1830 по 1831 годы) писателями пушкинского круга «Литературная газета» сыграла важную роль в становлении русской критики. Ее преемником стал «Современник» (издавался с 1836 года), который возглавил П. Плетнев после гибели основателя журнала А. Пушкина. Журнал «Телескоп» и газета «Молва», основанные Н. Надеждиным как демократические издания, стали стартовой площадкой для многих начинающих авторов. Именно на страницах «Молвы» появились первые статьи молодого В. Белинского, объединенные в цикл «Литературные мечтания». Близким по духу к «Телескопу» был журнал «Московский телеграф», основанный в 1825 году критиком Н. Полевым. Этому изданию удалось на время объединить вокруг себя самых крупных литераторов, что в немалой степени было обусловлено оригинальной концепцией журнала.
В. Белинский считал «Московский телеграф» «решительно лучшим» в России «от начала журналистики».
Все вышеперечисленные журналы имели ярко выраженную идейную направленность и служили рупорами определенных литературных течений и объединений. По иному пути пошли книгопродавец А. Смирдин и профессор О. Сенковский, организовавшие с 1834 года издание «Библиотеки для чтения». Журнал изначально был коммерческим и поэтому его издатели рассчитывали на популярность у читателей «среднего сословия». Тираж издания по тем временам был гигантским – более 5 000 экземпляров. Писатели, публиковавшиеся в «Библиотеке для чтения», могли получить высокие гонорары за сравнительно невзыскательные с художественной точки зрения произведения. Это был шаг в сторону коммерциализации литературы.
«Московский телеграф» – «рупор» романтической критики
Журнал «Московский телеграф» (1825-1834), издаваемый братьями Николаем и Ксенофонтом Полевыми, занял прочное место в отечественной романтической критике 1830-х годов.
Основная цель журнала была просветительская. Он состоял из 4 крупных разделов:
- науки и искусства,
- словесность,
- библиография и критика,
- известия и смесь.
Каждый раздел давал читателям массу разнообразнейших сведений. Критика занимала принципиальное значение.
Историю издания «Московского телеграфа» принято разделять на 2 периода:
- 1825-1829 годы – сотрудничество с дворянскими писателями-либералами П. Вяземским, А. Тургеневым, А. Пушкиным и др.;
- 1829-1834 годы (после публикации карамзинской «Истории государства Российского) – выступления против «засилия» дворян в культурной и общественной жизни России.
Если в первый период «Московский телеграф» выражал концепции исключительно романтического искусства, то в 40-е годы в творчестве Ксенофонта Полевого проявились зачатки русского реализма.
Критическая деятельность Николая Полевого
Н. Полевой в отзыве-рецензии на 1 главу «Евгения Онегина» (1825), на книгу А. Галича «Опыт науки изящного» (1826) отстаивает идею творческой свободы поэта-романтика, его право на субъективность творчества. Он критикует взгляды классицистов и пропагандирует эстетические воззрения идеалистов (Шеллинга, братьев Шлегелей и др.).
В статье «О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах» (1832) Н. Полевой трактовал романтизм как радикальное, «антидворянское» направление в искусстве, противопоставленное классицизму. Классицизмом он называл античную литературу и подражания ей. Романтизм для него – современная литература, идущая корнями от народности, т.е. верного отражения «души народа» (самых высоких и чистых устремлений народа), и «истины изображения», т.е. яркого и подробного изображения страстей человека. Николай Полевой провозгласил концепцию гения как «идеального существа».
Подлинный художник – это тот, в чьем сердце горит «небесный огонь», кто творит «по вдохновению, свободно и бессознательно».
В этих и последующих статьях нашли свое отражение основные методы критического подхода Н. Полевого – историзм и стремление к созданию всеобъемлющих концепций.
Например, в статье «Баллады и повести В. А. Жуковского» (1832), отзывах на творчество Г. Державина и А. Пушкина критик дает подробный исторический анализ творчества поэтов, рассматривает их произведения в связи с фактами их биографий и потрясениями общественной жизни. Основным критерием творчества поэтов становится соответствие их произведений «духу времени». Цикл этих статей, опубликованных в «Московском телеграфе», стал первым опытом построения единой концепции развития отечественной литературы в русской критике.
Закрытие «Московского телеграфа»
Однако следование принципу историзма в итоге послужило причиной закрытия журнала. В 1834 году Н. Полевой выступил с рецензией на драму Н. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла».
Будучи последовательным в своих суждениях, критик пришел к выводу, что в драме
«нисколько и ничего нет исторического — ни в событиях, ни в характерах <…> Драма в сущности своей не выдерживает никакой критики».
Его мнение не совпало с восторженным откликом на пьесу императора Николая I. В итоге публикация рецензии послужила официальным поводом для закрытия журнала.
Потрясенный закрытием «Московского телеграфа», Н. Полевой сменил место жительства с Москвы на Петербург и примкнул к реакционной критике в лице Греча и Булгарина. До конца критической карьеры Полевой остался верен принципал романтизма. Поэтому появление произведений в стиле гоголевской «натуральной школы» вызвало в нем их ярое неприятие.
Критическая деятельность Ксенофонта Полевого
В 1831-1834 годах Ксенофонт Полевой, младший брат Николая Полевого, фактически взял в свои руки руководство журналом. Он пишет статьи о творчестве Грибоедова, лирике Пушкина и поэтов пушкинского круга, исторических трагедиях (в частности, трагедии А. Хомякова «Ермак»), повестях М. Погодина и А. Бестужева, романтических романах В. Скотта и его подражателей.
В статье «О русских романах и повестях» (1829) критик говорит о крене русской литературы в сторону прозы. Он связывает это с растущей популярностью романов В. Скотта и других западных романтиков. В то же время Ксенофонт Полевой выступал против «экзотичности» в повестях и романах, призывая описывать «острую современность». Под его критическое перо попадали Пушкин с его сказками и Жуковский с романтическими балладами.
Но главная заслуга Ксенофонта Полевого в том, что в своих выступлениях, размышляя о различиях между литературными «партиями», он ввел понятие «литературного направления». Литературным направлением Полевой именовал то «внутреннее стремление литературы», которое позволяет объединять несколько произведений по какому-либо ведущему признаку. Критик отмечал, что журнал не может быть выразителем идей различных авторов –
он «должен быть выражением одного известного рода мнений в литературе» («О направлениях и партиях в литературе», 1833).