Творчество М.Ю.Лермонтова — краткий обзор тематики и проблем

Творчество М.Ю. Лермонтова можно разделить на две части – ранняя и зрелая (поздняя) поэзия. Рубеж пройдет примерно по 1837 году, по стихотворениям «Смерть поэта» и «Бородино».

Говоря о поэте, прежде всего стоит вспомнить о двух волнах русского романтизма. Первая волна 1790-1810 годов получила название «мировая скорбь» и являлась  реакцией на Великую Французскую революцию (1789-1790), в то время как в России на самом деле был настоящий эмоциональный подъем с приходом нового либерального императора Александра I. Раннее же творчество же М.Ю. Лермонтова относят ко второй волне романтизма в России (1825-1840гг).
В эти года в Российской империи действительно было о чем скорбеть – жестокость Николая I, его ненависть к любым либеральным идеям и вольнодумству, гибель декабристов, «завинчивание гаек», ужесточении цензуры, постоянные доносы. В обществе поменялась атмосфера, настроение в целом, люди были напуганы. Также колоссальную роль играло Третье отделение (орган политического сыска, созданный Николаем I в 1826 году). Ощущение духоты, невозможности дышать; незнание, куда себя деть… Все это выразилось в раннем творчестве поэта в мотивах тоски, боли, потерянности.

Пожалуй, четче всего лирический герой М.Ю. Лермонтова выражен в стихотворении «Небо и звезды» (1831). Есть идеальный мир: далекий, счастливый, невинный; есть люди – завистливые, ужасные; и есть я. И счастье, гармония того прекрасного мира мне недоступны просто потому, что я человек.

В этом заключается главный конфликт героя на протяжении всего творчества поэта: «я» к звездам не могу, а к людям не хочу.

В его ранней лирике  особенно сильно романтическое начало. Лирический герой — герой протеста, бунтарь, разбойник. В стихотворении «Предсказатель» (1830) особенно ярко видны образы, на которые ориентировался поэт:

«плащ его с возвышенным челом»

— аллегория с Наполеоном,

«булатный нож»

— разбойник наподобие шиллеровского.

В стихотворении «Демон» (1837) мы видим того же героя, но уже открыто протестующего против основ мироздания. В обоих случаях это образ типичного романтического персонажа, мятущегося и противопоставляющего себя толпе. Позже поэт будет постепенно отходить от романтизма – уже в поэме «Мцыри» (1839), несмотря на то, что в ней все-таки много романтических образов и поступков, главный лирический герой поэта противопоставлен байроновским героям: у него нет разочарованности, он стремится к миру, к полноте жизни, к счастью. Однако из языка поэта так и не уйдет романтический стиль, элегические клише и штампы, мелодичность.

Ключевые, переломные произведения  Лермонтова – стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино» (оба 1837 года). В них открывается новая тема – ненависть к самодержавию. Поэт открыто идет против правящего общества. В его творчестве появляется такое явление, как инвектива (гневное обличение). «Смерть поэта» можно считать своеобразным политическим манифестом: смерть Пушкина (романтического певца, бросившего вызов обществу) — лишь повод. В роли антагониста поэта выступает толпа, высший свет, власть. Похожая тема видна и в стихотворении «Бородино» — в год написания шумно праздновалось 25-тилетие битвы, восхвалялось командование, а про самих солдат все забыли. Это произведение идет в разрез с концепцией официального празднества: не царь, не Бог, а простой солдат-крепостной выиграл битву. Для усиления эффекта поэт стилизует стихотворение под простую, мужицкую речь.

Отныне инвектива будет видна практически во всех стихах. Например, в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» (1837), где покоренный народ предстает узником, который даже не хочет свободы. Или в «Родине» (1841), где оказывается, что любить Россию, как было наказано каждому во время правления Николая I

(«…первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя…»),

в общем-то, не за что. Бесправность власти, идущей против народа, также показана в поэме «Песня про купца Калашникова». Очевидно противопоставление происходящего в поэме и современности; и все-таки автор верит в силу народа, в единство духа. Нельзя не заметить, как блестяще автору удается приблизить стиль повествования к народной песни; вся поэма написана фольклорным языком с соблюдением стилистических особенностей эпической поэзии. Благородная, спокойная сдержанность и внутренняя цельность купца Калашникова присуща также и герою стихотворения «Завещание» (1840).

Среди тем творчества Лермонтова выделяется тема рефлексии нынешнего поколения. В стихотворении «Дума» (1838) противопоставлены поколение отцов-декабристов и поколение самого поэта. У тех людей ещё были иллюзии насчет возможных перемен, сейчас же люди уже знают, что ничего не получится; печальный опыт предыдущего поколения уничтожил в них желание пытаться что-то сделать. В этой стране ничего изменить нельзя. Здесь мы видим ключ к Печорину из романа «Герой нашего времени» — он болен рефлексией, которая приводит к невозможности деятельности, к мысли, что любые действия бессмысленны. Формула поколения — энтузиазм против скепсиса.

«Герои» этого времени слишком умны для всех порывов – этому посвящен роман.

Кроме того, в творчестве Лермонтова  занимает особое место тема поэта и поэзии. В стихотворении «Поэт» (1838) он  с горечью говорит о том, что поэт променял власть над толпой «на злато»; поэзия стала продажной. Тот же мотив виден и в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» —

о чем должен писать поэт? Лишь о том, что его тревожит? Или он все-таки должен быть пророком для толпы, обличать пороки и, тем самым, избавлять её от них? Ответа нет.

Таким образом, в литературном наследии поэта нашли отражение многие темы, волнующие общество в то время. Большинство его стихотворений написано с грустью, с болью, но, тем не менее, он никогда не доходит до отчаяния. Напротив, в его стихах виден протест против «изнеженного века» и «угрюмой действительности».

 Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (+ видеокроссворд) можно здесь

  • о романе «Герой нашего времени» — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.