Ф.М.Достоевский и развитие русской критики

В первой половине 60-х Ф.М.Достоевский  сплотил вокруг себя единомышленников и стал инициатором создания журнала «Время», где вместе со своим братом они активно разрабатывали идеи почвенничества.

В объявлении о подписке на новое издание были сформулированы основные его идеи и взгляды писателя. Они состояли в содействии процессу слияния представителей «образованности» с народным началом.

На страницах «Времени» он противопоставлял европейскую цивилизацию самобытной русской нации, продолжая тем самым славянофильские концепции. Вместе с тем, он указывал на важность петровских реформ, принесших в Россию образование и грамотность – залог мирного согласия.

Развитие идей славянофила И.Киреевского мы находим во «Введении» к работе «Ряд статей о Русской литературе», созданном писателем. В нём автор указывает на умственную подвижность и умение сопереживать «чужому» – явления, присущие русской культуре, обладающей общечеловеческим потенциалом. Залогом реализации данного потенциала станет сословное примирение, критика же призвана всячески способствовать данному процессу. С одной стороны, она должна приводить образованное общество к пониманию народа, с другой – пропагандировать грамотность среди низших сословий.

Достоевский как русский критик — темы и вопросы

Роль русской литературы в процессе единения общества у Достоевского

Единению общества, по мнению автора, должна способствовать отечественная литература, которая демонстрирует лучшие образцы осознания русской духовности. Достоевский полемизирует с К.Аксаковым, настаивавшим на заимствованном характере догоголевской литературы. Автор утверждает, что богатство художественного восприятия мира русским народом проявляется в работах Гоголя,Тургенева, Пушкина, Островского, Лермонтова и Салтыкова-Щедрина.

Дискуссия о «полезности» искусства

Рассмотрение русской словесности в качестве эстетического феномена с уникальным философским смыслом побудило Достоевского начать полемику с А. Краевским и С. Дудышкиным, авторами «Отечественных записок», по причине их поверхностного отношения к литературе, с представителями «Русского слова» и «Современника» (из-за антиэстетизма и абсолютизации классовых противоречий и противоборства), а также с изданием «Русский вестник» за неоправданную резкость полемики.
В 1861 году вышла в свет работа «Г.-бов и вопрос об искусстве», в которой писатель поднял вопрос о смысле и целях литературной полемики. Он полагал, что два литературно-критических лагеря, исповедующие «утилитарную» критику и идею «искусства ради искусства», вместо поиска истины заняты лишь взаимным «уязвлением» и вопрос о целях искусства ими даже не ставится. Критик не соглашается с Добролюбовым и, не отвергая идею о «полезности» искусства, указывает на то, что оно не может подчиняться лишь злободневным запросам и определяться наличием какой-либо тенденции. По утверждению автора, подобная постановка вопроса игнорирует фактор эстетического воздействия литературы.

Достоевский полагает, что общественно «полезное» произведение никогда не достигнет своей цели, если оно не имеет достаточной художественной ценности, поэтому отвлечённые стихотворения Пушкина принесут большую пользу, чем злободневные, но антихудожественные работы М.Вовчок.

Автор убеждён, что любое искусство всегда современно, так как напрямую связано с духовной жизнью, любое же ограничение творческой свободы художника лишь вредит «полезности» произведения.

«Дневник писателя» и вопрос о художественной правде

Работой, повлиявшей на литературную жизнь 1870-80-х годов, стал созданный Ф. Достоевским «Дневник писателя», который был посвящён общественно-эстетическим вопросам.

В главах, посвящённых Пушкину, Некрасову и Л. Толстому, критик вновь указывал на общечеловечность русского сознания. В вопросе выражения культурного достояния автор отводил особую роль отечественной словесности, а в качестве основного ценностного критерия он видел художественную правду искусства. Так, например, в разделе «По поводу выставки» (1873) писатель анализирует картину «Бурлаки» и отмечает, что смирение изображённых на ней людей производит больший либеральный эффект, чем если бы они глядели с вызовом.

Пребывая в рамках реалистических представлений, Достоевский хоть и полагал, что отображение «главной идеи» действительности является наиболее важным, однако же протестовал против крайней степени типологизации героя, когда тот изъясняется «эссенциями».
Немаловажным критерием оценки произведения для писателя было соответствие идей автора его собственным. Пристрастной критике Достоевский подвергает стихотворение «Влас» Некрасова, которому удалось представить «величавый образ народный», и Левина – героя «Анны Карениной», расценивая его через призму собственных воззрений. Вместе с тем, после смерти Некрасова, критик посвящает ему проникновенные строки и называет его творчество величайшим проявлением русского духа, хотя оба литератора и расходились в позициях.

Достоевский о Пушкине

Наиболее талантливым выразителем русской национальной духовности для писателя долгое время оставался А. Пушкин. Итогом продолжительных философских размышлений Достоевского стала его речь о поэте, озвученная на пушкинском празднике в 1880 году и вызвавшая большой ажиотаж.

Автор полагал, что именно Пушкин указал на способность русского народа заимствовать и осваивать инородные интеллектуальные комплексы. Созданный поэтом «Пир во время чумы» по духу был испанским, «Каменный гость» английским, «Подражание Корану» основывалось на постижении исламского мировоззрения, а «Египетские ночи» – культуры Древнего мира. Пушкину удалось создать образ «русского скитальца» Онегина, оторванного от национальных традиций и стремящегося к ним вернуться. Татьяна же, по утверждению критика, являлась «апофеозой русской женщины».

Писатель в своих рассуждениях говорит о Пушкине не только как о символе прошлого. Автор пытается очертить направление будущего национального становления, олицетворением которого стал бы пушкинский гений.

Речью, озвученной на пушкинском празднике, автору  удалось заложить основы философско-футурологического направления в отечественной мысли, которое нашло развитие в работах Д. С. Мережковского, В. С. Соловьёва и других деятелей литературы рубежа XIX и XX века. Современникам не удалось по достоинству оценить Достоевского, однако в эпоху Серебряного века он оказался одной из центральных фигур литературной рефлексии.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская критика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.