«Философская критика» В.С.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900) известен, прежде всего, как русский философ-идеалист, однако его творческое наследие представлено также публицистикой, литературной критикой и поэзией.

На мировоззренческое становление критика большое влияние оказал профессор П. Юркевич.

Основные критические труды писателя публиковало издание «Вестник Европы», расцениваемое современниками как журнал либерально-«профессорского» толка. С ним автор сотрудничал с 1880-х и до конца жизни.

В своей критике Соловьёв примерял роль проницательного «судии», обращающего внимание на личный пафос художника и на его место в мире идеального. Основным предметом критических изысканий писателя была поэзия мировоззренчески близких ему авторов.
Критическое наследие автора принималось далеко не всеми, в том числе и теми, кто признавал талантливость его философских и поэтических произведений. Вместе с тем, его друг и биограф публицист и поэт В. Величко, указывал на то, что среди профессиональных русских критиков этот философ занял «выдающееся место».

Критическая деятельность В.С Соловьёва 

Работой на поприще критики ознаменовались последние десять лет жизни писателя. Критическую деятельность философа принято делить на два этапа:

  • 1894–1896, в рамках которого Соловьёв исповедует «эстетическое направление» в критике,
  • и 1897–1899, когда он проявляет себя в качестве теоретика и рассуждает о «судьбе поэта».

Критик сосредоточил своё внимание на отечественной поэзии, занимаясь разбором наследия авторов, оказавших наибольшее воздействие на него лично, – Тютчева. Пушкина, Фета, А. Толстого и Полонского.

Своеобразным введением к философско-критическим трудам Соловьева стали созданные в 1889–1890 годах в области эстетики работы «Красота в природе» и «Общий смысл искусства».

В первой работе красота виделась автору «преображением материи» под воздействием воплощённого в ней сверхматериального начала и рассматривалась в качестве формы выражения идеи. Во второй работе критик говорил о целях и задачах искусства, а художественному произведению давал определение «ощутительного» изображения предмета и явления в его конечном состоянии или же в свете будущего.

Художнику философ отводил роль пророка, а красоте – роль категории, в которой должны воплощаться добро и истина. Критик называл красоту силой, укрощающей «недобрую тьму» и отсекающей от неё свет.

Соловьёв о русской поэзии — Фет, Тютчев, Полонский

Творчество Я. Полонского, Ф. Тютчева А. Толстого и, прежде всего, А. Фета стало наиболее полным отражением представлений писателя о поэзии. Он смог обратить внимание А. Белого и Блока на творчество Фета и сумел ориентировать молодых поэтов на идеалы, исповедуемые Фетом.

Неслучайно свой первый литературно-критический труд

«О лирической поэзии», опубликованный в «Русском обозрении» за 1890 год,

Соловьёв посвятил творчеству именно этого поэта. Несмотря на заявленный в подзаголовке разбор творчества не только Фета, но и Полонского, последнему автор отвел лишь около трёх страниц. В работе критик поднял излюбленные вопросы, затронутые им ранее в философско-эстетических трудах: поэзия и объективная реальность, предмет лирической поэзии, о значении любви и красоты и способах их лирического воплощения, «истинный фон лирики», лирика природы. Здесь же философ отмечал творчество Фета как наиболее примечательное явление в массе «утилитарной» литературы.
Соловьёвская «Поэзия Ф. И. Тютчева» (1895), выполненная в форме философского эссе, стала этапным произведением в вопросе понимания творчества поэта. Она значительно повлияла на представителей раннего символизма, считавших себя последователями великого лирика. Эссе Соловьёва было попыткой показать общественности сокровища философской лирики поэта, а также приобщить читателя к тайнам художественного мира Фета.
Перу писателя также принадлежит изящный разбор произведений Я. Полонского, создание литературного портрета А. Толстого. Критик также является автором работы «Лермонтов», опубликованной лишь через год после смерти создателя.

Соловьёв и русская философская критика

Философа по праву называют основателем русской философской критики конца XIX – начала XX веков. Основные постулаты нового направления он сформулировал в работе, посвящённой Полонскому.

Критическому осмыслению не может подвергаться индивидуальность автора, поскольку её нельзя исследовать, она «есть неизречённое».

По мнению Соловьёва, цель философского анализа – восхождение к объективной смысловой основе произведения, а не попытка превратить его в иллюстрацию некого заранее сформированного тезиса. Цель философской критики – уяснить, «какой луч Красоты освещает мир» того или другого автора и его произведения.

С подобной позиции поэзия является не субъективным искусством, а искусством, «укоренённым в вечности».

Стихотворения Соловьёва как форма критики

Стихотворные произведения философа являются обращениями к поэтам-современникам, содержащими характеристику их творческого наследия. Подобным образом выстроены стихотворения-послания Случевскому и Фету. Отдельные стихотворения автор посвящал памяти поэтов: Полонского, Майкова и всё того же Фета. В отличие от критики с присущей ей научной строгостью и сухостью, в своих стихотворениях Соловьёв упоминал больше о личном и поднимал вопросы «тайного» и «живого».

Наша презентация темы

Сотрудничество со «Словарём Брокгауза и Ефрона»

С 1895 года критик готовит работы для «Словаря Брокгауза и Ефрона». Идеи его «философской критики» сохраняются и здесь. Для «Словаря», кроме программной работы «Красота», Соловьёвым были подготовлены статьи о Полонском, Майкове, А. Жемчужникове, К. Леонтьеве и Козьме Пруткове.

Критическое наследие писателя-философа рассматривается в качестве предвестия русского символизма. Соловьёв повлиял на «младших» символистов, создавших историко-литературную идею поэта-пророка, и личность самого автора была превращена ими в культ. Философ, исповедовавший целостность творческого пути, ответственность художника и гения перед людьми и «святость» художественной деятельности, повлиял на этику и эстетику XX века и на отечественную культуру в целом.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская критика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.