Критика русских символистов – Брюсов, Эллис, Волошин

Представители русской поэзии Серебряного века в литературной критике были верны принципам символизма. Многие из них стали авторами самобытных концепций в области критики и теории литературы.

В.Брюсов и символизм в критике

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) являлся наиболее выдающимся представителем критической мысли своей эпохи. Считающийся по праву создателем поэтической традиции начала XX века, он сумел отобразить рождение, зенит и упадок символистского направления.

Исповедуя в начале творческого пути символизм и эстетизм, позднее он приходит к осознанию общественной действенности искусства и активного участия художника в социальном переустройстве.

Ключевым этапом биографии Брюсова стало его активная деятельность в журнале «Весы», продолжавшаяся в период 1904–1908. В данное время поэт выполнял там функции ведущего автора и фактического руководителя.
Статья-лекция «Ключи тайн» (1904), которая начинала первую книжку «Весов», по праву считается одним из главных программных документов отечественного символизма.

В призыве к «противникам», содержащемся в этой работе, поэт писал об искусстве как о величайшей силе человечества, которая способна рушить преграды, против которых бессильна даже наука.

Именно в годы работы в «Весах» и создавалось мнение о Брюсове как о видном литературном критике и компетентном теоретике искусства.

Журнал «Весы» – главная трибуна символистов

Журнал «Весы» в рассматриваемый период выполнял, прежде всего, такие задачи:

  • консолидировал символистов всех групп и направлений;
  • рецензии, статьи и обзоры в журнале были направлены на защиту и обоснование главных идей символизма;
  • в издании регулярно появлялась информация о европейских литературно-художественных событиях;
  • журнал принимал участие в обострившейся к 1906 году борьбе за так называемый «истинный символизм».

Раздел «О книгах» помещал, прежде всего, рецензии, которые, благодаря Брюсову,  избавились от критической сухости и приобрели яркие черты полемических выступлений, в какие превращался разбор любой литературной новинки. Помимо самого поэта, рецензии для издания по заказу руководителя создавали и другие авторы.

Эллис о задачах литературной критики

Лев Львович Кобылинский (1879–1947), более известный под литературным именем Эллис, был в числе главных соратников Брюсова. Он совмещал в себе таланты литературного теоретика и критика, переводчика и поэта-символиста. В отечественной литературной жизни он принимал участие лишь до 1913 года, после чего выехал за границу.

В августе 1907 года в «Весах» был опубликован труд Эллиса «В защиту декадентства…», в котором он обосновывал самостоятельную роль искусства и его свободу от посторонних целей и задач.

Развивая эту мысль в процессе рецензирования «Очерков по истории русской литературы» С. Венгерова, он выделял два типа критики:

  1. «по сходству»
  2. и «по противоположности»

Первый вариант критики, соглашаясь с существом самой идеи, интересуется лишь способом реализации задачи; второй – занят противопоставлением, отрицая саму суть идеи.

Сам Эллис был приверженцем второго критического метода и проводил полемику по двум направлениям. В первую очередь, это была критика реалистической школы и авторов группы «Знание»: А. Куприна, М. Горького и др.

Называя реализм «квазихудожественным построением», автор полагал, что художник не может себя ограничивать лишь социальными проблемами и поддаваться интересам социально и политически активной части населения.

С другой стороны, Эллис-критик боролся с любыми попытками осовременить ранний символизм. Прежде всего, он критиковал Вяч. Иванова, который призывал создать новую религию при помощи средств искусства, поскольку полагал, что индивидуальный символ должен преображаться в общенародный миф.

Эллис, в свою очередь, утверждал, что в основе символизма должна лежать выработанная художником индивидуальная система соответствий между реальным и ирреальным.

Будучи последователем Вл.С.Соловьёва, поэт был верен подобному пониманию сути и целей символизма до конца своей творческой работы и оставался одним из главных его практиков и теоретиков.

Литературно-критическая деятельность М.Волошина

Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин) (1877–1932) принимал активное участие в работе издания «Весы» со дня его основания, занимаясь укреплением связей журнала с литературными кругами Франции и публикуя заметки о литературно-художественной жизни Парижа.
Оставаясь на периферии символистской школы, он, тем не менее, к началу 1900-х превращается в одну из наиболее приметных фигур в среде отечественных символистов. В 1909 году он начинает работать автором в издании «Аполлон» и других периодических органах, где публикует труды о творчестве русских скульпторов и художников.
В 1914 году выходят волошинские «Лики творчества», созданные на базе избранных статей поэта.

Критический стиль Волошина

Если выбор тематики ранних критических работ поэта может показаться случайным, то впоследствии волошинская критика приобретает тон злободневности.

Жанровое разнообразие работ автора крайне широко: от рецензий, обозрений, монографических статей и заметок до текстов публичных выступлений и очерков. В них он  демонстрирует колоссальные знания в области отечественной литературы и способность тонко интерпретировать творчество русских литераторов: Пушкина, Некрасова, Белинского, Достоевского, Фета и других.

Критик всегда пытался парадоксально заострить собственную мысль с целью призвать читателя взглянуть на проблему свежим взглядом. Ещё одна черта волошинских суждений сводилась к своеобразной пропаганде избранных имён, эпатажности оценок и эффектной словесной игре.
Подобная специфика была обусловлена журналистской деятельностью поэта, обязывавшей его к краткости, занимательности и афористичности подачи.

В своих критических суждениях Волошин часто был излишне категоричен и апеллировал к отнюдь не бесспорным суждениям, за что был нередко порицаем коллегами. Но именно благодаря живости и свободе своей мысли он значительно повлиял на мировоззрение А. Ахматовой, К. Бальмонта, О. Мандельштама и многих других литераторов.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русская критика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.