А.Курбский и И.Грозный: первый русский диссидент и власть

От таинственной и драматической эпохи Ивана Грозного до нас дошло очень мало письменных свидетельств. Множество ценнейших письменных источников были уничтожены вследствие многочисленных пожаров 16-17 вв. или были утеряны из-за небрежного отношения к историческим документам.

Поэтому дошедшие до наших дней крупицы письменных источников того времени представляют огромную историческую ценность. Одним из таких документов является уникальная переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, которая донесла до нас всю драматичность этого периода русской истории.

Эпоха царствования Ивана Грозного (1530 – 1584) стала временем, когда были заложены основы русского самодержавия и выработана философия, обосновывающая и утверждающая принципы самодержавной власти.

Идеологами философии самодержавия стали Иван Пересветов и сам царь Иван Грозный, а их оппонентами выступили анонимный автор обществнно-философского труда «Беседы валаамских чудотворцев», а также первый диссидент в России – князь Андрей Курбский (ок. 1528 – 1583).

Андрей Курбский — один из крупнейших публицистов своего времени, интереснейшая фигура в русской общественно-политической мысли. Его историософские и социально-политические взгляды изложены в труде «Истории о великом князе Московском», а также в переписке с царем Иваном Грозным. Современные историки, философы и политологи дают высокую оценку “Истории” Курбского, рассматривая этот труд как ценнейший памятник русской общественной мысли 16 века.

Основной идейный материал этого произведения соответствует концепции дальнейшего развития в России гуманистических философских традиций.

В переписке Курбского с Иваном Грозным можно проследить диалектическое противостояние царя и опального князя. Бежав в Литву, Курбский в своих письмах к царю упрекал его в жестокости и несправедливости, выдвигая против него целый ряд идейных обвинений. Будучи знакомым с теорией естественного права, первый русский диссидент обвиняет царя в том, что он не подчиняется закону Божьему и избрал путь произвола и узурпации власти.

Курбский ратует за разделение власти, введение совета бояр и ограничение царской власти.

В своих ответных письмах Иван Грозный яростно отвергает все обвинения Курбского, излагая собственную программу государственного управления и защищая свое право на неограниченную власть. Царь осуждает бояр и все противостоящие ему силы. В ответных письмах Ивана Грозного князю Курбскому царь выступает как проповедник философии самодержавия и самый талантливый защитник безраздельной царской власти в России. Возражая Курбскому, царь твердо придерживается той точки зрения, что полновластие царя выражает исконный факт всей русской истории и полностью соответствует установившимся воззрениям и порядкам в русском обществе.

По мнению царя, только безраздельная самодержавная власть способна сплотить страну, сделать ее сильной и мощной. А разделение власти приведет к расколу и смуте.

При этом царь считал совершенно необходимым и оправданным применение крайних мер, таких как “гроза”, опала и казнь по отношению к отступникам.

Таким образом, в противостоянии Курбского и Грозного мы видим драматический конфликт совершенно разных общественных концепций, который получил дальнейшее развитие в русской общественно-политической мысли последующих эпох.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: А.Курбский и И.Грозный: первый русский диссидент и власть

  1. lekar1 говорит:

    Оглядываясь назад на всю историю России, прихожу к неутешительному мнению для себя, что Иван Грозный оказался прав. Россия — уникальная страна, где прививка демократией оканчивается полным её (демократии) отторжением. И никакая противоаллергическая терапия тут уже не поможет. А то, что Грозный публично общался посредством своих писем с оппозицией в зарубежье при этом — дает ему лишние бонусы.

  2. Roxy говорит:

    Увы, Россия никогда не была достойна своих диссидентов. От Курбского до Новодворской — все они скитались, терпя гонение, скорбь, озлобление и поругание не только со стороны властей, но и со стороны своего народа. И в этом вся беда России! Она не слышит голос своих «пророков». Бог создал нас равными. Ох, как же тонко подметил Курский: узурпация власти — это неподчинение Закону Божьему. Может быть когда-нибудь наш народ поймет, что носить в себе образ раба — это стыдно, надо расти! Носящий в себе образ Создателя никогда не будет рабом диктатору.

Добавить комментарий