Произведения о Великой Отечественной войне (тематический список):
Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”, М.Алигер “Зоя”, К.Симонов Лирика военных лет, А.Твардовский “Василий Теркин”, М.Шолохов “Судьба человека”, В.Некрасов “В окопах Сталинграда”, Ю.Бондарев “Горячий снег”, В.Быков “Сотников”, “Знак беды”, “Карьер” и др., Б.Васильев “А зори здесь тихие…”, “В списках не значился”, В. Кондратьев “Сашка”, К.Воробьев “Убиты под Москвой “, А.Адамович “Хатынская повесть”, Д.Гранин, А. Адамович “Блокадная книга”, С. Алексиевич “У войны не женское лицо”, В.Гроссман “Жизнь и судьба”, Г.Владимов “Генерал и его армия”
Осмысление темы войны происходило на протяжении всего 20 века, с каждым новым поколением оно изменялось, приобретая свои особенности и черты. На это влияли факторы:
- Изменения исторического аспект самой темы
- Цели и задачи литературы,
- Постановка проблем,
- Свобода использования фактов (они зависели от исторической обстановки в стране).
Тема Великой Отечественной войны в литературе
Литература 40-х годов
В произведениях 40-х годов о войне прослеживается ангажированность темы и подчинение ее агитационным задачам – ненависть к врагам, патриотизм советского человека:
А) прославление подвига советского человека (Б.Полевой “Повесть о настоящем человеке” – обобщенный смысл заглавия, поэма М.Алигер”Зоя”);
Б) двойная направленность лирических произведений:
- чувства человека, может быть, обреченного на смерть, любовь как жизнеутверждающее начало (К.Симонов “Жди меня…”, А.Сурков “Бьется в тесной печурке огонь” и др.);
- агитационный характер лирики (К.Симонов “Убей его”);
- создание истинно народного характера русского воина – Василия Теркина (А.Твардовский).
Послевоенное осмысление событий
В литературе этого периода появляются перемены:
- новый тип писателя – непрофессиональный автор во время войны, человек, знающий окопную правду на собственном опыте – В.Некрасов
- новые темы и проблемы – карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод бессмысленной гибели роты ради выполнения приказа) “В окопах Сталинграда”
- попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер),
- тип солдата ( Валега – сибирский охотник -профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправданно,
“Мы все вышли из “Окопов Сталинграда” Виктора Некрасова, как писатели ХIХ века вышли из гоголевской шинели” (писатели-фронтовики).
Писатели военной темы 60-х годов
Это Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков и др. – поколение лейтенантов, знающих войну не понаслышке.
А) Творчество В.Быкова:
- война как проявление истинной сущности человека в экстремальной ситуации, проблема нравственного выбора – основная проблема творчества В.Быкова;
- роман “Сотников” как отражение позиции писателя: образы-антиподы Сотников и Рыбак, прием обманутого ожидания ( вначале Рыбак – бывший командир советской армии, полезнейший партизан в отряде, Сотников – интеллигент, человек, если не бесполезный, то мешающий), ситуация плена как ситуация нравственного выбора ( цель Рыбака любыми путями сохранить жизнь, чтобы потом отомстить, цель Сотникова – не уронить достоинство и честь), итог – героическая смерть Сотникова, предательство Рыбака; образы второстепенных персонажей (староста, еврейская девочка Бася, женщина, в доме которой схватили партизан) подкрепляют позиции Сотникова; эпизоды детства, объясняющие характеры героев: Сотников, совершив неблаговидный поступок, навсегда сохраняет чувство ответственности за сделанное; Рыбак, интуитивно совершивший героический поступок, навсегда сохраняет чувство своей исключительности и ценности.
- Роман “Знак беды” – тема невозможности сохранить нейтральную позицию, переждать войну;
- Роман “Карьер” – тема нравственной ответственности человека за свои поступки ( герой чувствует себя косвенно виновным в гибели других людей, так как не поверил им, классово чуждым – дочери кулака и бывшей попадье).
Б) Повесть В.Кондратьева “Сашка” – проблема нравственного выбора, связанная с образом врага. Приказ командира расстрелять пленного вступает в противоречие с декларацией “Мы пленных не расстреливаем” (листовка, которую показывает Сашка, главный герой, пленному немцу). Сашка, по его мнению, олицетворяет государство. Герой впервые понимает, что декларации государства не соответствуют действительности. Ситуация разрешается ( появляется высшее начальство, которое решает проблему выбора для героя). Отсутствие в повести проблемы героизма.
Появление нового жанра в литературе о войне
Это книги свидетельств (А.Адамович “Хатынская повесть” о белорусских деревнях, сожженных фашистами, Д.Гранин, А.Адамович “Блокадная книга”, С Алексиевич ” У войны не женское лицо”) – в основе запись воспоминаний очевидцев, задача писателя – отбор и компановка материала.
Документальная правда войны: героизм, взаимная выручка людей, человеколюбие, жертвенность, страх, людоедство, крушение надежд, ответственность руководства города за блокаду ( каждый, кто уезжал из Ленинграда, рассматривался как паникер), отношения мужчины и женщины на войне
Литература Новой России о войне (конец 20 века)
Это в первую очередь роман Г.Владимова “Генерал и его армия” – осмысление позиции руководителя армии, человека, от которого зависят жизни людей. Моральный аспект: ответственность руководителя за судьбы солдат, единение командующего и его солдат (смысл названия). Для Владимова неприемлема победа любой ценой, зависимость командования от политических установок руководства, карьеризма (обвинение в адрес Жукова – победа ценой в три наката: количеством людей, когда при наступлении погибают первые, вторые, а третьи прорываются и обеспечивают победу). Несвобода командующего от высшего эшелона власти.
Наша презентация
Тема войны как катализатор процессов, происходивших в обществе. Возможное в будущем новое осмысление темы (Появление писателя, который попытается взглянуть на наше общество , на Отечественную войну не глазами очевидца, а глазами потомка, чтобы осмыслить проблемы общества и национального характера – повторит путь Льва Толстого).
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. Мазневой О.А.