Литература 20 века. Тема Великой Отечественной войны

  Произведения (тематический список) : Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», М.Алигер «Зоя», К.Симонов Лирика военных лет, А.Твардовский «Василий Теркин», М.Шолохов «Судьба человека», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Быков «Сотников», «Знак беды», «Карьер» и др., Б.Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В. Кондратьев «Сашка», К.Воробьев «Убиты под Москвой «, А.Адамович «Хатынская повесть», Д.Гранин, А. Адамович «Блокадная книга», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В.Гроссман «Жизнь и судьба», Г.Владимов «Генерал и его армия»

План-алгоритм сочинения

  1. Вступление.

Исторический аспект темы: цели и задачи литературы, постановка проблем, свобода использования фактов зависели от исторической обстановки в стране.

П. Основная часть. Тема Великой Отечественной войны в литературе:

  1. Литература 40-х годов: ангажированность темы, подчинение ее агитационным задачам: ненависть к врагам, патриотизм советского человека:

А) прославление подвига советского человека (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» — обобщенный смысл заглавия, поэма М.Алигер»Зоя»);

Б)  двойная направленность лирических произведений:

книга о войне

  • чувства человека, может быть, обреченного на смерть, любовь как жизнеутвержадющее начало (К.Симонов «Жди меня…», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь» и др.);
  • агитационный характер лирики (К.Симонов «Убей его»);
  • создание истинно народного характера русского воина — Василия Теркина (А.Твардовский).

2.Послевоенное осмысление событий:

  • новый тип писателя — непрофессиональный писатель во время войны, человек, знающий окопную правду на собственном опыте — В.Некрасов
  • новые темы и проблемы — » В окопах Сталинграда»
  • попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер),
  • тип солдата ( Валега — сибирский охотник -профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправданно,
  • карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод  бессмысленной гибели роты ради выполнения приказа),
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели Х1Х века вышли из гоголевскрй шинели» (писатели-фронтовики).

3. Плеяда писателей военной темы 60-х годов (Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков и др.) — поколение лейтенантов, знающих войну не понаслышке.

А.)Творчество В.Быкова:

  • война как проявление истинной сущности человека в экстремальной ситуации, проблема нравственного выбора — основная проблема творчества В.Быкова;
  • роман «Сотников» как отражение позиции писателя: образы-антиподы Сотников и Рыбак, прием обманутого ожидания ( вначале Рыбак — бывший командир советской армии, полезнейший партизан в отряде, Сотников — интеллигент, человек, если не бесполезный, то мешающий), ситуация плена как ситуация нравственного выбора ( цель Рыбака  любыми путями сохранить жизнь, чтобы потом отомстить, цель Сотникова — не уронить достоинство и честь), итог — героическая смерть Сотникова, предательство Рыбака; образы второстепенных персонажей (староста, еврейская девочка Бася, женщина, в доме которой схватили партизан) подкрепляют позиции Сотникова; эпизоды детства, объясняющие характеры героев: Сотников, совершив неблаговидный поступок, навсегда сохраняет чувство ответственности за сделанное; Рыбак, интуитивно совершивший героический поступок, навсегда сохраняет чувство своей исключительности и ценности.
  • Роман «Знак беды» — тема невозможности сохранить нейтральную позицию, переждать войну;
  • Роман «Карьер» — тема нравственной ответственности человека за свои поступки ( герой чувствует себя косвенно виновным в гибели других людей, так как не поверил им, классово чуждым — дочери кулака и бывшей попадье).

Б) Повесть В.Кондратьева «Сашка» — проблема нравственного выбора, связанная с образом врага. Приказ командира расстрелять пленного вступает в противоречие с декларацией «Мы пленных не расстреливаем» (листовка, которую показывает Сашка, главный герой, пленному немцу). Сашка, по его мнению, олицетворяет государство. Герой впервые понимает, что декларации государства не соответствуют действительности. Ситуация разрешается ( появляется высшее начальство, которое решает проблему выбора для героя). Отсутствие в повести проблемы героизма.

4. Появление нового жанра в литературе о войне — книги свидетельств (А.Адамович «Хатынская повесть» о белорусских деревнях, сожженных фашистами, Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга», С Алексиевич » У войны не женское лицо») — в основе запись воспоминаний очевидцев, задача писателя — отбор и  компановка материала. Документальная правда войны: героизм,  взаимная выручка людей, человеколюбие, жертвенность, страх, людоедство, крушение надежд, ответственность руководства города за блокаду ( каждый, кто уезжал из Ленинграда, рассматривался как паникер), отношения мужчины и женщины на войне

А) Роман Г.Владимова «Генерал и его армия» — осмысление позиции руководителя армии, человека, от которого зависят судьбы людей. Моральный аспект: ответственность руководителя за судьбы солдат, единение командующего и его солдат ( смысл названия). Для Владимова неприемлема победа любой ценой, зависимость командования от политических установок руководства, карьеризма ( обвинение в адрес Жукова  — победа ценой в три наката: количеством людей, когда  при наступлении погибают первые, вторые, а третьи прорываются и обеспечивают победу). Несвобода командующего от высшего эшелона власти.

Ш. Тема войны как катализатор процессов, происходивших в обществе. Возможное в будущем новое осмысление темы (Появление писателя, который попытается взглянуть на наше общество , на Отечественную войну не глазами очевидца, а глазами потомка, чтобы осмыслить проблемы общества и национального характера — повторит путь Льва Толстого).

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Литература 20 века. Тема Великой Отечественной войны

  1. События минувшей войны все дальше уходят в историю.Со времени ее окончания выросли новые поколения людей, которые не были участниками и очевидцами этой героической эпопеи.Поэтому понятен интерес писателей к тому времени.

  2. Уведомление: Алгоритмы сочинений - как писать?

  3. Уведомление: Голос войны, голос поколения: к 100-летию К.М.Симонова

  4. Уведомление: "Человек не отсюда": Даниилу Гранину 95

Добавить комментарий