Великая Отечественная война в советском киноискусстве: темы и герои

Послевоенный период для национальной кинематографии стал временем откровений о событиях Великой Отечественной. Тема героического противостояния врагу, актуальная в военное время, дополнялась и совершенствовалась; рисунок психологического портрета героев становился все более детализированным и глубоким. Пережитое и прочувствованное трансформировалось в кинообразы, менялись линии художественного повествования. Но новые мотивы не перекрывали старое: традиции кинематографа довоенного и военного времени были еще сильны.
Тема патриотической борьбы, поиска идеалов нравственности была заложена еще лентами о гражданской войне.

Военная тематика в кино конца 1930-х гг. — историческое прошлое как основа фильмов 

Кадр из фильма "Чапаев", реж. бр.Васильевы

Кадр из фильма «Чапаев», реж. бр.Васильевы

«Чапаев» (1934 г.) и «Щорс» (1939 г.) стали одними из первых кинотрудов, в которых в полной мере проявилась так называемая батальная традиция, оказавшаяся в итоге шире заданных тематических рамок: в ней был философский подтекст и мудрость народа. На примере боев разворачивалось противостояние классов, идеологических догм и точек зрения. Оживающие на экране образы героического прошлого,вовлекая зрителя в водоворот событий, делали его частью этого прошлого. Этой же цели служили фильмы, отсылавшие к еще более ранним страницам исторических триумфов: к подвигам А. Невского и А. Суворова. Кинематограф укреплял в людях чувство принадлежности государству-победителю, тем самым помогая справиться с тяжестью войны, которая постепенно входила в дом каждого человека. А в кино рождались новые герои.

 Кино военного времени — противостояние врагу как основная сюжетная линия

Первая полнометражная лента о войне «Секретарь райкома» появилась в 1942 г. Главный герой картины Степан Кочет являл собой образец мужества и чести, а сам фильм был проникнут идеей прямого противостояния врагу, его полного и бескомпромиссного уничтожения.

Кадр из фильма "Она защищает Родину", реж. Ф.Эрмлер

Кадр из фильма «Она защищает Родину», реж. Ф.Эрмлер

Война бесповоротно меняла жизни людей. Пронзительным драматизмом была наполнена снятая в 1942 г. Картина “Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. Сценарист А. Каплер, состоявший некоторое время в партизанском движении, сумел с документальной реалистичностью передать бесчеловечную природу войны и в поступательной эмоциональной прогрессии отразить боль потери, стойкость человеческого духа и желание возмездия.

Симбиоз фактов и поэтики, жестокости реалий войны и веры в светлое будущее характеризовал и другие киношедевры тех лет: «Два бойца», «Жди меня».

В 1944 г. на экраны вышла «Радуга». Картина, в которой фактически отсутствовали сцены боев, держала зрителя в напряжении благодаря воссозданной трагедийной обыденности окружающей жизни. Здесь наглядно была представлена тема народного единства перед лицом врага: мучения главной героини словно испытывали и остальные персонажи картины. Великая Отечественная война в советском киноискусстве находила отражение в разных образах: крестьян, рядовых солдат, военачальников. Их жертва, их мужество, их героизм оставили свой оттиск в душе народа навечно. Спустя годы после окончания войны рожденный ей материал стал предметом тщательного изучения. События и герои тех лет обрели второе рождение в кинотрудах послевоенной поры.

Великая отечественная война в кинематографе — ключевые темы и герои (50-е гг.)

Афиша к фильму «Молодая гвардия» , реж. С.Герасимов

Одной из первых картин, появившихся в послевоенный период, стала работа С. А. Герасимова «Молодая гвардия»(1948 г.).

Ключевые герои киноленты – молодые комсомольцы – являли собой образец лишенного пафоса «бытового» героизма, отсылающего к пережитому опыту войны.

Война стала прошлым, и точка, которая отделила это прошлое от настоящего, у каждого была своя:

Афиша к ленте Летят журавли, реж. М.Калатозов

  • для одних война закончилась в 1945,
  • для других – с возвращением домой родных.

Кинотруды не одного поколения режиссеров стали квинтэссенцией не просто истории, но человеческой памяти.

В 1957 г. вышла драма М. Калатозова «Летят журавли»,

в 1959 г. — лента Чухрая «Баллада о солдате» — различные сюжетно, но единые духовно грустные думы о войне и судьбах людей, оказавшихся в водовороте тех роковых событий.

Литература и кино (Симонов, Шолохов, Быков)  — основные герои, темы, направления мысли

Война стала источником горького, но уникального материала; постижение ее сущности стало приоритетным вектором философско-исследовательской кинопрактики. В создаваемых картинах вырисовывалась «очеловеченная» история войны: жизнеописания героев картин, такие разные и такие похожие, стали экранным концентратом реальности.

Кадр из ленты "Судьба человека" , реж. С.Бондарчук

Кадр из ленты «Судьба человека» , реж. С.Бондарчук

Об этом – и картины Сергей Бондарчука «Судьба человека» (1959) и «Они сражались за Родину» (1975). Эти работы стали плодом режиссерских исследований бесконечной проблематики войны, и результатом исканий стало формирование особого чувственного рисунка фильмов, в которых ненависть к врагу постепенно трансформировалась в ненависть к войне и ее порождениям: боли, скорби и разрушениям.
Важной детерминантой глубокой проникновенности картин Бондарчука являлась литературная основа, а именно — труды Шолохова. Работая с кинематографом в тесном тандеме, литература предоставляла идейную почву для съемок.

Но кинематограф не был пассивным реципиентом достижений писательского труда: он искал и находил собственные средства формирования художественной фабулы, свидетельством чему стали:

  • фильм А. Столпера «Живые и мертвые», снятый в 1964 г. по одноименному роману К. Симонова.

Опираясь на литературную платформу, кинематографистам удалось создать независимую картину, апеллирующую к народной памяти; проводящую героев и зрителей через все этапы войны и раскрывающую ее трагедийную сущность. Язык этого кино – язык притчи – позволил достаточно глубоко раскрыть тему человека на войне;

  • «Двадцать дней без войны» (1976 г.)

    Афиша к фильму «Двадцать дней без войны», реж. Ю.Герман

Картина А. Германа, снятая по мотивам произведения К.Симонова, не стала безликим зеркалом литературного труда: повесть военного журналиста словно заново «родилась» на экране, а сам режиссер занял по отношению к писательскому тексту позицию действенного участника. Этот фильм — словно дыхание войны: в нем и почти хроникальные сцены боев, и оценка («личностная», режиссерская авторская) войны главным героем, желание проанализировать свое место в ней, проследить судьбу боевых товарищей.

  • картина «Восхождение» (1976 г.). Ее фундаментом стала повесть В. Быкова «Сотников», но режиссерская версия не уступила по силе художественного воздействия литературному оригиналу: зритель смог во всей полноте и многообразии увидеть столкновение добра и зла, перенесенного из плоскости «свой»- «чужой» в плоскость нравственного выбора, который вставал перед каждым человеком.

Тема войны в кино 1970 — аналитический взгляд на события. Женщины на войне

Великая Отечественная война в кино стала темой глобального порядка. Перманенто возрастала потребность осознать то, как жил и действовал человек в военные годы, какие испытания ему приходилось преодолевать. В своих картинах режиссеры стремились отразить все превратности войны, сделав ее ближе и понятней.
В 1969 начались съемки культовой кинокартины Т. Лиозновой «17 мгновений весны». Формат многосерийного телевизионного фильма способствовал сокращению дистанции между героем и зрителем, что позволило последовательно раскрыть характер главного героя, сделав его человеком из плоти крови, способным на глубокие эмоции и переживания. Близким и родным стал и герой самобытной драмы «Отец солдата», в которой философско-этическое прочтение получила тема моральной стойкости, военного долга и чести.

Афиша к фильму "Белорусский вокзал", реж.А.Смирнов

Афиша к фильму «Белорусский вокзал», реж.А.Смирнов

1971 стал годом выхода фильма «Белорусский вокзал». Эта аналитически выстроенная картина отсылала к теме фронтового братства. Использованный прием ретроспекции позволил ее создателям продемонстрировать гуманистическую природу фронтового сообщества, которое в годы войны было спасительной необходимостью. Особый лирико-драматичный фон картины задала композиция «Нам нужна одна победа» в исполнении Б. Окуджавы.

Чувственная поэтическая атмосфера характеризовала и другой популярный фильм 1970-х гг., посвященный теме фронтового братства. «В бой идут одни «старики» был снят в 1973 г. Л.Быковым. Кинолента отличалась удивительной живостью и достоверностью созданных образов, прототипами которых стали реальные офицеры Великой Отечественной. Этот был фильм о том, что война — не только для потерь, но и для светлых чувств: этот посыл подчеркивали и прозвучавшие в нем песни, в том числе знаменитая «Смуглянка».

В 1972 г. по роману Ю. Бондарева Г. Егиазаров выпустил ленту «Горячий снег», в которой задавалась ключевая аксиома военного времени: жизнь есть бой, а бой — жизнь, где правят только законы патриотизма.

Постер к фильму "А зори здесь тихие", реж. С.Ростоцкий

Постер к фильму «А зори здесь тихие», реж. С.Ростоцкий

Патриотическая тема красной нитью проходила через все советские военные фильмы и особое преломление получила в картинах, освещающих роль и участие женщины в войне. В таких кинотрудах, как «О тех, кого помню и люблю» и «А зори здесь тихие», выпущенных в начале 1970-х годов, эмоционально остро была показана жизнь женщин – бойцов, чьим образам особую поэтическую силу придавала напряженная атмосфера войны.

Вслед за этими работами последовали и другие, и в каждой из них раскрывалась многогранная, противоречивая природа войны. Фильмы о ВОВ были результатом тяжелого труда, анализа и размышлений о событиях тех роковых лет, охвативших всю страну и каждого человека.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.