Любой язык, включая наш родной русский, существует, выполняя несколько основных своих функций, которые призваны обеспечить в обществе процессы:
- коммуникации,
- информирования,
- познания и т.д.
В соответствии с этими процессами, а также благодаря исключительно человеческим свойствам и особенностям существования – такие функции могут быть объединены в некоторую систему, которую мы и разберем по примерам.
- К числу важнейших современных функций русского языка относится коммуникативная.
Поскольку для хранения и передачи любой информации издавна применялся именно язык, то наибольшая часть такой информации, что циркулирует в обществе, представлена в её языковом виде. Язык выполняет в коммуникативной функции превалирующую роль.
Средствами выражения здесь могут быть виды речи:
А также неязыковые средства (жесты, мимика и т.д.).
Что выбирается в каждой ситуации общения – зависит и от целей говорящего (пишущего), и от условий коммуникации.
- Важное место в этой системе в современном мире принадлежит информационной функции.
Она реализуется в процессах обмена, передачи, приёма информации.
Близко к ней существует и познавательная функция, выполняющая когнитивные задачи, а именно: использование языка в целях сохранения и последующего транслирования знаний.
- В функциональной системе любого языка также представлена его кумулятивная.
Т.е. «накопительная» функция, посредством которой знания или информация не просто сохраняется и передается, но еще и собирается, преломляется и «сортируется».
- Отдельным блоком в языковой системе выделяется его существование в качестве «орудия» мышления.
То есть мы мыслим «не молча» (иными словами — без слов), а при помощи уже данных нам языком тех или иных средств. К форме мышления с помощью языка человек обращается тогда, когда обдумывает что-либо услышанное, готовится к важному разговору, подбирает аргументы для ответа в дискуссии и т.д.
В то же время язык является важным средством развития мышления человека. Известен случай с индийской девочкой Камалой, найденной в волчьем логове. Интеллект Камалы остался на уровне четырехлетнего ребенка даже после десяти лет, проведенных в общении с людьми. Дело в том, что в раннем возрасте девочка не общалась с людьми, и ее жизненный опыт ограничивался тем, что она могла перенять у волков. Когда же Камала оказалась среди людей, она не смогла в полной мере овладеть языком, поэтому ее мышление не развилось в полной мере. Этот пример показывает, какова роль языка в развитии мышления человека.
Далее можно выделить функции языка, так или иначе относящиеся к способам передачи информации и проч.
- Например, в речи или при письме мы помимо обмена информацией можем быть озадачены некоторым воздействием на собеседника. Такая функция будет называться волюнтативной и преследовать самые разные цели – от убеждения, утешения до обличения, агитации и т.д.
- Полностью соответствующей задаче эмоционального воздействия на человека является эмотивная функция языка, которая действует посредством применения в речи специальных эмоционально-экспрессивных средств – слов и интонации. (напр., междометия – ой, ай, ух)
В задачи общения не всегда может входить передача либо получение информации, существуют варианты, когда превалирует лишь цель простого установления контактов. В таких ситуациях речь общающихся может ограничиваться лишь фразами – «как дела?», «давай», словами – «угу», «да» и т.д.
- Такая функция в русском языке называется фатической.
Она «работает» в небольших социальных группах, например, в семье, когда для контакта, общения не нужны развернутые средства языка: само существование группы создает особый языковой мир, понятный только членам группы, специфичный для нее.
- Языку свойственная и метаязыковая функция, которая позволяет человеку описывать чужую и свою речь и давать им характеристику.
(Метаязык – это специальный язык, используемый в описаниях самого языка).
Такие ситуации возникают тогда, когда человеку необходимо разъяснить значение слова, непонятного собеседнику
(Мне не нравятся твои инсинуации — клеветнические измышления, словесные козни),
или когда у него возникает потребность выразить свое отношение к используемым словесным средствам (тогда он использует фразы
так сказать, как говорят, что называется).
- Еще одной функцией, выполняемой языком, является эстетическая.
Речь не только может влиять на мышление или поведение другого, она может дать возможность испытывать эстетические чувства – наслаждение чудесным словом, языковым благозвучием, красотой и т.д. Разумеется, наибольшим образом такая функция языка явлена в художественной литературе изобилующей примерами «игры» или «лепки» слов и созвучий.
Например, повторение звука [ч] в стихотворении Игоря Северянина передает журчание ручья:
Четко ночами рокочут ручьи, Чистые речи ручьев горячи
Наша презентация
Так вкратце выглядит система основных функций русского языка, ведущей среди них признана, конечно же, коммуникативная, обеспечивающая межличностное и межнациональное общение людей.