Русский патриотизм – история феномена, его понятие и проблемы

Патриотизм сейчас одно из самых употребляемых в России слов и понятий, поэтому мы сочли важным – разобраться:

  • как в его значении (чтоб уместно использовать),
  • так и в его истории (откуда он взялся?)
  • и развитии (что подразумевал патриотизм в древности, и как изменилось его значение сейчас?)

Очевидно, что главным смыслом этого понятия – было и остается отношение в Родине, однако русский патриотизм в своем дискурсе имел несколько исторических «форм».
Очевидно и то, что патриотизм сегодня подразумевает не только чувство, теперь данным словом мы отображаем также категории, относящиеся к:

  • Набору (комплексу) представлений, культурных норм и понятий
  • Поведению

Поэтому важным будет рассмотреть, как зародился русский патриотизм, какие ранние формы его мы можем обнаружить в исторических источниках, и существует ли преемственность между ними и нашим нынешним пониманием патриотизма?

Патриотизм в России – тема в русских летописях

Конечно, любовь к родине – чувство постоянное, природное. Однако формы его проявления, разумеется, были разными. Обнаружить их можно сегодня только по летописным источникам. Однако  здесь есть сложность, так как летописная традиция на Руси закрепилась лишь с 12 века; выходит, что и рассматривать тему патриотизма научно можно только от этой временной точки.
Впрочем, здесь скрывается и еще одна трудность. Как правило, летописи не писались современниками, т.е. очевидцами тех реальных событий. Их «жанр» – скорее «мемуарный», передающий воспоминания, поэтому искать в них действительные чувства и представления участников того времени тоже ошибочно. Но, тем не менее, со скидкой на эти «погрешности» попробуем разобраться.

Одна из первых очевидных летописных реликвий по нашей теме – это «Повесть временных лет». Хотя специалисты могут назвать до 15 литературных источников домонгольского периода Древней Руси, где тема защиты Родины, объединения для неё становятся основными.
Продвижение темы защиты и любви к родине подкрепляется в тексте авторитетом Писания (вся древнерусские князья – братья, как минимум Рюриковичи, междоусобная война меж которыми – грех).

Однако, что в летописях понимается под Русской землей?

На тот момент – это очень небольшая география, в основном земли нынешней Украины (еще без Новгорода, Суздаля, Смоленска и т.д.)
Из этих литературных памятников также становится понятно, что под родиной понимается еще что-то. Нечто более широкое, хотя и не до конца оформленное. А именно – Русская земля в значении некоторой общности религиозной и этноконфессиональной (т.е., все земли православные).

Пометим – любовь и защита Русской земли, еще не являющейся государством («несоответствие» современному значению)

Еще один «атрибут» русского патриотизма Древней Руси – его безымянность. В летописях мы не найдем ни такого слова, ни какого-нибудь соответствующего ему аналога-понятия. Вывод. При отсутствии «термина» исключается и рефлексия о нем, то есть особых и отдельных размышлений на тему русского патриотизма мы тоже не видим.
Заметим, правда, что пафос объединения для защиты – это, конечно, в первую очередь идеал самого автора летописи, цель, к которой он призывал князей и народ, в действительности же, междоусобица меж ними продолжалась и продолжалась.

Патриотизм и православие 

Христианство, являющее основным определяющим поведение, образ жизни и мировоззрение русского человека на то момент, никак «не способствовало» оформлению и закреплению патриотического чувства. Известная триада «За веру, царя и Отечество» при всей её последующей исторической логичности и очевидности не только не была озвучена в то время, но и никак не могла бы появиться.
Дело в том, что православная Русь, как правоприемница христианского Рима,продолжала его традиции отсутствия «национального самосознания». Вера учила людей думать о неземном царстве Бога больше, чем о своем земном существовании; поэтому все вопросы, связанные с бренным, естественно, отходили в сторону в сознании большинства верующих. Это относилось и к патриотическому чувству, когда любовь к своей родине могла даже вступать в противоречие с церковным учением. Поскольку христианство изначально мыслилось как идея мирового царства для всех, без выборочной «этнологии».

Казалось бы, где выход?

Однако христианство, несмотря на свои «канонические» преграды для патриотических проявлений, все же помогло этому чувству утвердиться на Руси. И, опять-таки, с помощью своего учения.
В средние века на Руси начинает проявляться «местный патриотизм» (локальный или географический). А возникает он на догмате православия о любви к ближнему, где человек считается праведным, если «положит жизнь» свою за ближнего своего.
Впервые такая мысль обнаруживается в летописи «Жития князя Михаила Тверского», когда герой идет на встречу с врагом, воодушевленный христианской нормой защиты ближнего. Причем, как пишет автор, князь выдвигается на бой не ради одного конкретного человека, а ради всего народа своего города.
Так православная жертвенность сочетается с идеей защиты отчизны.
Интересно, что в этой летописи впервые находится «синоним» нынешнего слову «патриот», а именно жертвенно погибшего за души многих горожан тверского князя Михаила летописец называет

«отечестволюбец».

Это слово было автором сконструировано, в жизни не употреблялось и не прижилось.

Пометим – в качестве отечества тогда понималась лишь местная локализация, центром притяжения которой был, разумеется, местный христианский храм.

Так,

  • В Твери – это Спас
  • Во Пскове – это Св.Троица
  • В Новгороде – Св.София.

Такой феномен местного религиозного патриотизма просуществовал на Руси в 14-15 вв.

Единое государство – перенастройка патриотических чувств

В середине 15 века при правлении Ивана III русский патриотизм начинает преодолевать «местные локальные» чувства и оформляться в общерусское явление. Связано это с образованием государства, правда, государства еще особого вида. Первое государство, как понятие, обозначало лишь власть единого правителя и не имело отношения ни к территории, ни к населению, ни к границам этого государства. Подобное выделение его «юрисдикции» начинает происходить лишь при Иване Грозном.
Тогда же начинает формироваться и общество, представителей которого исторические писатели станут называть «доброхотящими русской земли», т.е. людьми, хотящими добра своей земле, или патриотами в нашем понимании. Таким образом, движение понятия государства, а вместе с ним и любви к нему проходит

от «Мое» (при Иване III) –  до «Наше» (17 век).

Пометим – уже в 16 веке Русская земля представляет собой государство, центром притяжения которого становится не просто географическая территория (земля), а государство на ней. И патриотами будут считаться люди, желающие ему добра, даже если в тот момент на троне нет царя. То есть чувство патриотизма относится не к лично властителю, как раньше. Пример – Смута, когда народ борется за государство, а царя на троне нет. Идея «общего блага» родины формирует государственный патриотизм в России.

Кого мы назовем первым патриотом страны?

Объединение понятий «государство» и «родина» идеей общего блага находит свое выражение уже в письмах царя Алексея Михайловича, а позже полностью «отшлифовывается» в речах Петра I.
В его же время и появляется сам термин – «патриот». Интересно, что появление этого слова можно действительно и точно отследить. Оно возникает в петровском трактате-рассуждении «О причинах Свейской войны». И озвучил его слуга Петров – Петр Шафиров, написав это сочинение в 1716 году в ответ на «европейские» обвинения самодержца в несправедливостях.

В данном тексте и после него «патриот» употребляется в значении «сын отечества», т.е. может относиться к любому человеку, проживающему на русской земле. Поэтому зачастую к данному слову требовалось уточняющее прилагательное – верный, честный и т.д., чтобы подчеркнуть уже необходимую смысловую нагрузку защитника.
Конечно же, в таком значении – человека сражающегося за свое государство, за род свой и за отечество – первым патриотом был сам император Петр. Который, к слову, вместе с титулом императора получил и титул «Отца Отечества».

Таким образом, мы получаем «патриотическую схему» государства, где во главе стоит самодержец (Отец Отечества), а ниже его защитники (сыны Отечества), а также и соответствующие «нормативы» истинного и ложного патриотизма.

К 18 веку слово патриотизм начинает «обрастать» своим «словарем определений и дополнений». Так, появляются сочетания «патриотические чувства», патриотическое «усердие», «пример» и т.д. Начинает формироваться и “русская идея”.
На смену конструктам – отечестволюбец, доброхот» и т.д. в язык входит слово патриот и остается в нем. Понятие патриотизма сформировано, о нем появляются специальные рассуждения, рефлексия, а с конца 18 века термин демократизуется, входит в литературу и в жизнь простого русского человека.

Текст подготовлен по материалам курса д-ра истор. наук – М.Крома

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.