«Александр Невский» в Венеции — восстановленные советские фильмы

На 72-м Венецианском международном кинофестивале впервые покажут отреставрированный исторический советский фильм Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева «Александр Невский». Легендарная картина вышла на экраны в 1938 году и получила новую жизнь в 2015.
Игорь Богадасаров, гендиректор киноконцерна «Мосфильм», поведал, что процесс обработки оказался невероятно сложным. Как ни пытались кинематографисты исправить изъяны с помощью автоматических компьютерных программ, им это так и не удалось. Большое количество движений и динамика событий не позволяли добиться желаемого результата. От недочетов пришлось избавляться вручную. Каждый кадр подвергся тщательной «чистке». К счастью, кропотливый труд был оправдан, а новая версия удостоилась высокой оценки экспертов.

Возрожденные шедевры кинофестивалей

Международные кинофестивали являются идеальными площадками для демонстрации восстановленных цифровых копий. Каждый год в конце мая в Каннах проходит смотр подборки старых картин. В 2015 году в секции «Каннская классика» были показаны более 20 полнометражных работ со всего мира.

Россию здесь представляли:

«Иван Грозный», «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор», «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен».

Госфильмофонд 18 лет подряд демонстрирует уникальные архивные кинонаходки на фестивале «Белые столбы». В феврале 2015 года мероприятие впервые было открыто для широкой публики. Практически вся программа была показана бесплатно. Отдельный цикл посвятили 90-летию постановщика Марлена Хуциева. Зрителям представили редкие материалы, которые не вошли в «Заставу Ильича» и были вырезаны по настоянию Хрущева. Особого внимания удостоилась 20-минутная экранизация театральной пьесы «Жена напрокат», снятая еще во времена Российской империи.

Принцип отбора, или что больше ценится

Один из первых восстановленных фильмов – «Война и мир» Сергея Бондарчука. За ним последовали небезызвестные работы советских авторов:

• «Иван Грозный»;
• «Небесный тихоход»;
• «Приходите завтра…»;
• «Белое солнце пустыни» и мн.др.

В фонде находится 2,5 тыс. лент, но не каждая пленка подлежит обработке. В среднем за год удается восстановить 5-10 проектов. На сегодняшний день оцифровано только 70 картин. Из-за плохих оригинальных носителей невозможной оказалась оцифровка знаменитого фильма Евгения Карелова «Дети Дон-Кихота».

Что касается колоризации, то первыми в руки колористов попали «В бой идут одни «старики» и «Семнадцать мгновений весны». Продолжили список полюбившиеся ленты:

• «Волга, Волга»;
• «Веселые ребята»;
• «Подкидыш»;
• «Золушка»;
«Офицеры»;
• «Весна на Заречной улице».

Правда, колористы тоже не всемогущие, и существует ряд кинокартин, которые вряд ли когда-нибудь выйдут в цвете.

Добиться естественной колоризации невозможно в лентах

«Летят журавли», «Андрей Рублев», «Иваново детство».

Очередность выбора материалов для восстановления условна. Изначально мастера исходили из принципа наличия необходимых источников и критичности их состояния. Со временем на первый план вышли наиболее рейтинговые и часто запрашиваемые телеканалами проекты.

С пленки на Blu-Ray и DVD

Киноведам известна ценность ретролент, а вот неискушенной публике сложно понять, зачем киносоздатели беспощадно правят и без того гениальные работы, тратят на это баснословные суммы и с чувством глубокого морального удовлетворения рассказывают о своих стараниях. Не проще ли пустить силы и средства на съемки нового достойного кино? Ответ предельно прост – если сегодня не провести оцифровку и реставрацию, то классика мирового кинематографа канет в неизвестность. В лучшем случае, такое кино будет доступно киногурманам, в худшем – кинематограф захлестнет волна долгоиграющих франшиз и антиутопий.

Стремительно развивающиеся информационные технологии не дают кинематографистам расслабиться. Для перевода картины в формат HD приходится сканировать хрупкие кадры, очищать от царапин и грязи, стабилизировать, восстанавливать фонограмму. Реставрации также подлежат относительно нестарые фильмы. Все дело в том, что в процессе многократного копирования любая пленка теряет качество.

Колоризация – акт вандализма или метод сохранения наследия

До 1930-х годов киноленты разукрашивались вручную и покадрово. Спустя несколько десятилетий студии стали окрашивать фильмы в автоматическом режиме. Но получается, что цвет появляется там, где его не должно быть. Картинка уже не выглядит так, как задумывалась автором, разрушается творческая составляющая. На первый взгляд, это чистой воды коммерция и признак стагнации кино.
Прежде чем ругать отечественных режиссеров за эксплуатацию чужих идей, стоит задуматься о предпочтениях современного среднестатистического зрителя, изучить спрос. К огромному сожалению, публику не интересует кино полувековой давности. Поэтому попытка расцветить признанные шедевры – это не только защита архивов, но и метод привлечения пресыщенного зрителя к классике, своеобразный шаг навстречу молодежи.
В завершение стоит добавить, что какому бы способу преображения ни отдавали предпочтение виртуозные специалисты, у каждого зрителя есть выбор: смотреть кино в черно-белом варианте или любоваться его цветным двойником. И даже столь обсуждаемые и раскритикованные раскрашенные картины –это возможность приумножать наследие и делиться им с будущими поколениями.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.