«Юбилей, встреченный в работе»: 90 лет «Мосфильму»

2014 год, заявленный как Год культуры в России, оказался богат на юбилеи.

В январе свой 90 день рождения отмечает «Мосфильм» – одна из ведущих киностудий мира. В связи с юбилеем по всему миру пройдут разноплановые выставки, творческие вечера и показы. К новогодним праздникам было подготовлено проходившее на территории киностудии представление «Киноёлка», которое могли посетить все желающие. Приуроченный к 90-летию, данный проект предлагал зрителю не только понаблюдать за приключениями сказочных героев, занятых поиском деда Мороза в киностране, но включал в себя также экскурсии в хранилище и павильоны «Мосфильма».
Вместе с тем, помпезных торжеств по поводу круглой даты проводиться не будет. По словам директора киностудии Карена Шахназарова, на «Мосфильме» не принято обращать внимание на юбилеи. Нынешний производственный процесс как всегда плодотворен, но проходит в стандартном режиме и никоим образом не связан с девяностой годовщиной.

По мнению Шахназарова, главный подарок для «Мосфильма» – то обстоятельство, что свой очередной день рождения студия встречает в рабочем состоянии, является рентабельным самоокупающимся предприятием, активно реализует новые проекты и модернизируется.

Из истории главной студии страны
Новая киностудия в Москве была создана в ноябре 1923-го путём слияния студий двух русских кинопредпринимателей И. Ермольева и А. Ханжонкова, которые немного ранее были национализированы советской властью и отданы под патронат Всероссийского фотокиноотдела. Основные производственные мощности вновь образованной киностудии расположились в Нескучном саду. Однако первые три месяца после слияния были больше подготовительным этапом – временем начала официальной истории «Мосфильма» принято считать январь следующего 1924 года, когда на экраны вышла работа Бориса Михина под названием «На крыльях ввысь». Между тем, своё привычное название киностудия получила лишь в 1936 году, до этого их сменилось два – сперва «Союзкино», чуть позже «Москинокомбинат».

Здание МосфильмаС началом 30-х было создано новое здание киностудии, расположившееся на Воробьёвых горах. В нём были сосредоточены все её отделы, производившие в одном месте все необходимые работы – от монтажа до тонировки. Подобная постановка кинопроизводства для того времени была практически уникальной – подобным мог похвастаться лишь «Голливуд». Вместе с тем, проект новых корпусов разрабатывался ещё в 20-е, когда о кино говорили лишь как о «великом немом», и не был рассчитан на звуковой кинематограф. План не подразумевал правильно оснащённых павильонов для синхронной съёмки – помещения отделывались жестью и создавали чрезмерную реверберацию. Все недочёты удалось устранить лишь в послевоенное время.

Легендарные фильмы «Мосфильма»
В довоенные годы здесь были созданы такие признанные шедевры, как

«Броненосец «Потёмкин»» молодого С. Эйзенштейна, «Трактористы» И. Пырьева, «Цирк» и «Волга-волга» Г. Александрова.

Безусловно новаторским было придание красного цвета знамени революционных матросов в картине Эйзенштейна, в которой флаг раскрашивался вручную. После этого «Броненосец» стал называться критиками чуть ли не первым цветным советским фильмом.
В 1941 году всё отделы «Мосфильма» были переправлены в Алма-Ату, часть сотрудников отправилась добровольцами на фронт, а в корпусе на Воробьёвых горах было налажено производство деталей для военных лодок и снарядов. В течение первого года пребывания в эвакуации «Мосфильма» фактически не существовало – было осуществлено слияние с «Ленфильмом», и производством кинокартин в Алма-Ате ведала Центральная Объединённая Киностудия художественных фильмов, а «Мосфильм» был восстановлен ближе к концу 1942.
Партийное руководство понимало, что идеологическая ценность работы кинематографистов в годы войны очень велика, поэтому фильмы продолжали создаваться даже вдали от Москвы. По причине отсутствия стационарных павильонов, съёмки проводились под навесами палаточного типа.

Невзирая на подобные условия, в годы войны была завершена начатая ещё до эвакуации

работа Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», первая часть гениального «Ивана Грозного» Эйзенштейна и был отснят материал для второй, увидел свет и фильм «Нашествие» А. Моора.

Несмотря на послевоенные тяготы, в 1946 году был выпущен кинофильм «Каменный цветок», который получил приз Каннского кинофестиваля.

В 1947 году студией «Мосфильм» был создана картина «Весна» Г. Александрова.

Эмблема "Мосфильма"

Зрители, отправившиеся на премьерный показ, оказались первыми, кто увидел новую заставку киностудии, ставшую её визитной карточкой. Скульптурный ансамбль «Рабочий и колхозница», разработанный Верой Мухиной сделал заставку «Мосфильма» одной из самых узнаваемых для советского зрителя.

Относительное творческое затишье первых послевоенных лет сменилось настоящим кинематографическим бумом в 50-60 годах, который был связан с притоком юных режиссёрских кадров на «Мосфильм».

В это время были созданы картины

«Летят журавли», «Судьба человека», «Берегись автомобиля», «Иваново детство», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница» и многие другие классические работы советской киноиндустрии.

Кроме того, в 60-е годы на базе мощностей «Мосфильма» было создано телевизионное объединение, что впервые позволило создавать в СССР сериалы.
1970-е годы отмечены такими работами, как

«Калина красная», «Сто дней после детства», «Ирония судьбы, или С лёгким паром»;

80-е – фильмами

«Иди и смотри», «Чучело», «Кин-дза-дза!»; годы Перестройки и 90-е – картинами «Ширли-Мырли», «Гардемарины» и др.

В наше время «Мосфильм» – это киноконцерн, на котором задействовано около тысячи сотрудников. Он располагает 15 павильонами, однако работа над фильмами происходит лишь в двух – остальные арендуют работники телевидения. Кроме творческой работы, на студии проводятся экспериментальные исследования в области монтажа, шумопостановки, операторского ремесла и т.д. Незадолго до юбилея «Мосфильм» претерпел масштабную модернизацию, которая избавила его от технологических пережитков советского времени и превратила в полноценную современную киностудию.

За 90 лет «Мосфильм» более других отечественных киностудий принял участии в формировании образа «советского кино».

По признанию Карена Шахназарова, российскому кинопрому пока не удалось достичь уровня киноработ СССР – не хватает актёров и режиссёров прежнего уровня, а самому кинематографу недостаёт былой поэтичности.

Однако генеральный директор полагает:

«Главное – в стране есть современная, мощная, самоокупаемая кинобаза, одна из лучших в мире и точно лучшая в Европе».

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Год Культуры в России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.