Период Октябрьской революции стал определенной поворотной вехой в истории развития кинематографа в России. Идеологи новой социально-политической парадигмы во главе с Лениным видели в кинематографе инструмент формирования человека нового образца, отражения идеалов создаваемого советского общества.
Кинематограф в Советской России после революции (цели и направления развития)
На государственном уровне перспективные возможности использования фильмопроизводства для достижения различных целей широко отмечались еще до революции. При этом ориентированность (в функциональном плане) буржуазного кино на зрелищность и развлечение противопоставлялась созидательной общественной роли советского кинематографа, направленного на реализацию (как на теоретическом, так и на практическом уровне) воспитательных и образовательных задач.
Высказывания Ленина о кино
Так, в 1914 г. Ленин в одной из своих статей, подчеркивая просветительское значение киносъемки, указывал на ее использование не только в качестве инструмента исследования и обучения, но и в качестве орудия производственного стимулирования и обучения персонала. Кинематограф был призван выполнять функции своего рода катализатора труда: для служащих и рабочих на экран воспроизводилась правильная техника выполнения того или иного вида работ.
В 1917 г. Ленин в своих выступлениях обратил особое внимание на потенциальные возможности кино как средства популяризации знаний. При этом он опирался на зарубежные (Канада, США, Англия) показательные примеры съемки способов организации трудового процесса и ведения сельского хозяйства; законов существования животного и растительного мира.
Формирование институтов кинематографии
После Октябрьской революции статус кино как средства идеологического просвещения и воспитания масс продолжал расширяться и укрепляться. В программе политической партии кинематограф, наряду с библиотеками, университетами, народными домами, был отмечен в качестве формы внешкольного образования; его значение в жизни общества возрастало, но не как инструмента творческого видения, а как неотъемлемой части политической пропаганды и формирования нового мировоззрения. Однако развитие новой области культуры столкнулось с многочисленными проблемами: кадровыми, техническими, финансовыми.
Первый советский орган, регулирующий развитие кинематографа, – Киноотдел Внешкольного совета Государственной комиссии по регулированию – появился только в январе 1918 г. Деятельность Отдела заключалась в организации просветительских сеансов, наглядно дополняющих лекции. Такие показы пользовались большой популярностью, особенно показы, устраиваемые е в Зимнем саду.
В первой половине 1918 г. были учреждены Московский и губернские кинокомитеты, обладающие более широким спектром прав и полномочий. Экономическое поле их деятельности включало контроль расхода электроэнергии, учет запасов пленки, определение ценовой политики на кинокартины и киноматериалы и т.д.; идеологическое поле – выдачу разрешения на съемку кинохроники, предварительный просмотр афиш и плакатов.
В мае 1918 г. Московский кинокомитет был преобразован во Всероссийский и стал подчиняться непосредственно Наркомпросу. Руководителем был назначен Д.И. Лещенко. В этот период появились первые послереволюционные распоряжения Ленина относительно кино:
- отправить в Америку несколько экземпляров кинохроники, отображающей Октябрьские события;
- выделить на развитие материально-технической базы зарождающегося кинематографа финансовые средства в отечественной и иностранной валюте
Использование первых кинофильмов в работе агитационных поездов и пароходов ВЦИК
Постепенно возможности кинематографа стали активно применяться в работе получивших широкое распространение в 1918-1919 гг агитационно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК. Поезда направлялись в различные регионы страны с целью пропаганды, а трансляция фильмов являлась одной из главных форм реализации этой цели. Показ сеансов проходил либо в специально оборудованных вагонах, либо под открытым небом. Новаторство и зрелищность данного предприятия притягивали многочисленную аудиторию зрителей, однако репертуар отличался тематической и жанровой ограниченностью: среди фильмов преобладали детские сказки, устаревшие научно-просветительские картины, фильмы-инструкции по земледелию. Особой популярностью пользовались кинохроники, а также зарождавшееся советское агитационное кино.
Луначарский, Керженцев о назначении кинематографа в Советской России
В 1920 г. Ленин предложил расширить влияние кинематографа в работе агитпоездов и пароходов. Он выступил за тщательный отбор кинолент; организацию системы закупок картин за границей (через специально созданное представительство), а также налаживание отечественного фильмопроизводства. Наркомпрос начал работать в этом направлении еще в 1918-1919 гг., наметив полномасштабную программу выпуска кинолент, о чем было изложено в журнале “Кинематограф” в статьях Луначарского и других деятелей культуры. Но речь не шла о формировании аутентичного лица российского кино и творческом самовыражении: кинематограф был, в первую очередь, глашатаем политических идеалов, проводником “социалистического духа”. С точки зрения сюжетной составляющей Луначарский предлагал обратиться к истокам зарождения государственности, сфокусировать внимание на истории науки, открытий, бытовых достижений, но все картины так или иначе должны были служить целям революционной пропаганды.
Такую же мысль в своих высказываниях проводил и П.М. Керженцев – известный советский государственный деятель. Кинематограф, с его точки зрения, должен был также служить задачам коммунистического воспитания, а в идейном отношении сосредоточиться на показе движения масс. Тематически Керженцев предлагал экранизировать мировые и локальные исторические события, запечатлеть на пленке особенности жизни крестьянства и рабочего класса, сделать достоянием общественности героические образы видных революционных деятелей: Плеханова, Радищева, Маркса и Энгельса. Он выступал за идейно-политическую детерминированность сюжета, его партийно-оценочную направленность, в частности при создании кинохроник. Керженцев говорил о необходимости фиксировать на пленке не только знаковые государственные и общественные события (съезды, демонстрации), но и обыденную жизнь людей, что в дальнейшем нашло отражение в деятельности ведущих представителей школы советской кинематографии (Вертов, Эйзенштейн).
Укрепление материально-технической основы кинематографа, усиление профессиональных кадров
К 20-му году 20 века постепенно сформировалась стратегия развития кинематографа в Советской России, значительно укрепился его материально-технический фундамент:
- На базе Петроградского и Московского кинокомитетов появились литературно-художественные отделы, в задачу которых входила разработка планов производства и сценариев фильмов.
В качестве сотрудников привлекались именитые писатели (Серафимович, Блок, Брюсов, А.Толстой, Горький) и разнопрофильные киноспециалисты ( режиссеры, художники, операторы).
- Был инициирован набор новых кадров посредством проведения открытых сценарных конкурсов.
Тематика работ определялась социально-политической обстановкой того времени: революционные и бытовые сюжеты, инсценировки произведений иностранной классики под авторством Гюго, Диккенса, Шиллера и других.
- Выпускались научные и образовательные фильмы. В качестве консультантов были приглашены ведущие специалисты Московского других университетов (Сидоров, Поссе).
- Появились первые в мире киношколы: Государственная школа кинематографии (ВГИК), Институт экранного искусства, Высший институт фотографии
Культурное и социально-политическое значение молодого советского кинематографа продолжало возрастать.