Образ Ленина в кино (советском, а затем и российском) представлен в целом историческом цикле художественных фильмов Ленинианы, хотя с первых лет революции 1917 года все ленты о вожде были поначалу только документальными.
В этом отношении советская Кинолениниана проходила в своем развитии такой же путь, что и все историко-революционное кино страны. Отчасти это было связано:
- с самими возможностями киноиндустрии начала века,
- с возможностями молодой российской кинематографии
Но преимущественное объяснение здесь – это глобальность самой ленинской темы как практически «иконической» для наследников Великого Октября, так и отсутствие опыта и принципов исследования личности посредством языка кино.
Ленинская тема в первых советских фильмах
Впервые образ Ленина был запечатлен, как мы указали, в кадрах советской хроники. В архивах присутствуют ряд прижизненных съемок Владимира Ильича, среди которых известны:
- Первомай 1918 года
- Прогулка по Кремлю после ранения (1918)
- На открытии памятника на площади Революции
- На похоронах Свердлова и т.д.
Вождя тогда снимали как советские, так и зарубежные операторы для своих журналов и киновыпусков.
В этих документальных лентах можно отметить первые попытки мастеров кадра вычленить главное в изображении этой личности, а также создать единый и обобщенный образ Ленина как вождя. Делалось это в основном посредством:
- Композиционных решений
- Смещения точки съёмки
- Изменения ракурсов
Иными словами, даже в хронике первые ленты из Ленинианы строились по законам жанра кино: с использованием его средств выразительности и со своими конкретными задачами.
К слову, именно первые хроникальные съемки вождя явились бесценным материалом для поисков художников уже зрелого советского кинематографа, которые легли в основу ряда документальных фильмов о Владимире Ильиче разных лет:
-
«Ленинская Кино-Правда» (Вертов, 1925)
-
«Владимир Ильич Ленин» (Ромм и Беляев, 1948)
-
«Живой Ленин» (Ромм и Славинская, 1960)
-
«Три весны Ленина» (Л.Кристи, 1964)
А также научно-популярных лент:
- «Рукописи Ленина» (Тяпкин,1960)
- «Знамя партии» (он же, 1961)
- «Ленин. Последние страницы» (он же, 1963)
Первый художественный образ Ленина в кино
Документальная ленинская хроника привлекалась также и в качестве материала для создания первых игровых фильмов этой тематики.
Так, уже в 1919 году во время выступления вождя с грузовика режиссер В.Гардин снимает постановочную сцену своей агитленты «Девяносто шесть».
А детское кино 1925 года «Как Петюнька ездил к Ильичу» постановщик завершает реальными кадрами похорон вождя.
Можно увидеть, что первые попытки освоения ленинской тематики в игровом кино выражались поначалу в прямом использовании хроникальных сцен с его участием и не более.
Так, документальные эпизоды, например, похорон Владимира Ильича были задействованы и в ленте «Его призыв» (Протазанов).
«Октябрь» Эйзенштейна явил первую попытку создания образа вождя в художественной сцене – встреча Ленина на Финляндском вокзале решена была уже игровыми средствами. Фигура вождя возникала на броневике, окруженном тысячной массовкой, в лучах прожекторов. Кстати, эта сцена была отчасти решена в стиле плаката и запомнилась многим как достоверный документ истории.
Эйзенштейн создал, таким образом, художественное кинополотно, где образ Ленина:
- Был центром всей эпический композиции
- Являлся частью всего общего идейного замысла картины
Но уже в 30-е гг. тематика и поэтика Ленинианы претерпевает содержательные, стилевые и выразительные изменения. Изображение вождя перемещается из плоскости элемента эпики в плоскость отображения индивидуальности.
К этому времени кинохудожникам удалось явить миру ярких и выразительных человеческих личностей в кино – Максима, Щорса, Чапаева, Полежаева. Они, в свою очередь, стали подготовкой в создании уже полностью игрового образа Ленина.
Так, в 1937 и 1938 года соответственно – на экранах появляется Б.Щукин в двух первых лентах о вожде в его образе:
-
«Ленин в Октябре»
-
«Ленин в 1918 году»
А в 1938 – актер М. Штраух – «Человек с ружьем»
Эти фильмы стали возможными, в том числе из-за уже наработанного опыта изображения индивидуального характера на экране в революционных лентах тех лет.
Главными чертами «экранного Ильича» того периода стали:
- Органическое соединение душевности человека и огромного масштаба всей его исторической значимости
- Гениальные навыки мобилизовывать и вдохновлять массы
- Выражать их волю и организовывать их жизнь
В 30-40-х гг. киномастера СССР обращаются к ленинской теме в связи с изображением кульминационных точек в историях о своих героях:
- «Выборгская сторона»
- «Яков Свердлов»
- «Его зовут Сухэ-Батор» и др.
Лениниана в советском кинематографе
Послевоенный советский кинематограф обращается к образу Ленина уже с другими посылами, а именно – начинается так называемая «аналитическая» часть Ленинианы.
Кинохудожники пытаются исследовать сам образ этого человека в корреляции с его мыслью, с движением ленинской идеи, которая нашла такое отражение в истории страны.
Ленина в этих советских фильмах воплощали:
- Штраух
«Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966)
- Кузнецов
«Синяя тетрадь» (1964)
- Нахапетов
«Сердце Матери» (1966), «Верность матери» (1967)
- Каюров
«Ленин в Париже» (1981) «Шестое июля» (1968), «В начале века» (1961), «Исход» (1968), «Кремлевские куранты», «Почтовый роман» (1970), «Посланники вечности» (1971).
Ленин в российском кино
Судьба ленинской темы подверглась еще одному кардинальному изменению уже в новом российском кинематографе. Можно сказать, что образ вождя здесь постепенно перестает быть «каноничным», однако не «сдвигается» полностью со своих исторических позиций. Потребность понимания как личности вождя, так и сделанного им в стране в революцию 1917 года остается насущной, но требует коренных переоценок в целом, а не только в их кинематографическом выражении.
И что интересно – российское кино идет в своей «Лениниане» точно таким же путем, как и первое советское. По документальным лентам. С той лишь разницей, что:
- в советском случае – это были новые фильмы хроник,
- а в российском – материалы киноархивов.
Так, появлялись на экране новые документальные исследования образа вождя:
«Музы Ленина» (2014), «Ленин – красный император» (2014), «Кремль: история в болезнях. Ленин: вождь и пациент (1996), «Ленин. Тайна ненаписанной биографии века» (2017)
В 90-е представление этой темы в кино было даже комедийным, так Сухоруков появляется в необычном кинорешении Ильича в фильмах:
«Комедия строгого режима» (1992 г.)
«Все мои Ленины» (1997 г.)
Из значительных художественных явлений за эти годы – российский кинематограф имеет фильм Сокурова «Телец» (2001), который посвящается последним дням жизни вождя. Образ Ленина в нем – это абсолютно новая трактовка как индивидуальности Ильича, так и его исторического значения. Повторимся, новое кино из ленинской темы может появиться лишь с возникновением ее нового понимания.
В год столетия Октябрьской революции «активация» киноленинианы – закономерна. Так, на экранах появится Е.Миронов в новом кинообразе вождя в фильме «Демон революции».
Следом выходит и еще одна документальная драма «Ленин» с британским исполнителем роли Ильича и ряд проектов телевидения.
Осталось дождаться, каким в них и с какой задачей переосмысления получится образ Ленина и представление всей сделанной им революции 1917-го.
Разгадать кроссворд по кинолениниане СССР и просмотреть видеокроссворд о фильмах про Ленина можно здесь