Образ России в поэзии 20 века

Образ России в русской литературе всегда был неоднозначен и многогранен, он находил свое выражение в различных метафорических воплощениях и основывался каждый раз на личном осмыслении художником нескольких важнейших его составляющих, а именно:

  • Особенностей геополитического расположения страны
  • Уникальной насыщенности ее истории
  • Ситуаций ее глобальных социокультурных потрясений
  • Неординарности и парадоксальности элементов национального самосознания и т.д.

Образные проявления России на протяжении ее истории получали то или иное преломление, отображая меж тем актуальные для своего периода акценты его понимания.

Наиболее ярко метафорическая представленность изображения нашей страны являла себя в русской поэзии, причем в конкретные этапы ее исторических «экзаменов» на национальное самосознание и самосохранение.

В этом кратком анализе мы рассмотрим, к каким моделям и конструкциям в выражении такого образа прибегали поэты 20 века в поворотных ситуациях нашей истории – революции, войны, перестройки.

Идея и облик России в поэзии 20 века

 Начало столетия представило своеобразную «концентрацию» всех типов персонифицированного изображения страны, какие условно могут быть отнесены к:

  • Антропоморфному представлению
  • Неантропоморфному концепту

Причем, уже с первых таких поэтических образов можно отследить попытки творческого «заимствования» метафор как из литературы предшествующего 19 века, так и из фольклора.

Антропоморфный образ

  1. Женский облик

Эта модель изображения России на самом деле наиболее частая из всех проявившихся «человекообразных» описаний.

Она связана как самой родовой соотнесенностью слова «Россия», так и с его основным синонимом «Родина», то есть архетипом матери. Отсюда и основное понимание «признаков» такой материнской «заботы»  о своих детях, которое находит выражение в уже устойчивых глаголах, применяемых с этим словом:

 Вырастила, вскормила, дала, воспитала… («родина»)

В поэзии Серебряного века данный женский архетип немного смещается – в описания иного ряда –

Жена, сестра, невеста- (Блок, Волошин, Клюев, Белый)

В дальнейшем, когда страна снова оказывается в опасности, образ России опять воплощается поэтами как идея матери, выражая насущную потребностью в защите. В 40-х и 90-х годах в едином представлении могут сливаться представления о России как матери-земле и как матери человеческой, включая использование мифологических или фольклорных элементов:

1942 г

— Ты каждому — трижды мать. (Д. Кедрин)

 1943 г.

– Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..  (И. Уткин)

 1995 г

— А уж если воевать —

Только за Россию-мать.  (В. Николаева)

 Периоды высокого социального и нравственного напряжения в представлениях о стране появляются женские образы иного категориального ряда. Так, хаос революционного мятежа выводит на поэтическую арену образ блудницы, юродивой:

1918 г –

бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь  (Гиппиус)

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берет ее…  (Ахматова)

2002

Ты пропадаешь ни за грош!…

Себя публично продаешь! (Николаева)

  1. Религиозный образ

Эта метафорическая модель, появившаяся также в Серебряном веке может связываться как с образом Мессии и Христа, так и с библейским представлением о «несении своего креста», когда образ России выражен как:

1917 г

Мессия грядущего дня!  (А. Белый)

1918 г

Распять себя дала ты на кресте (Р. Ивнев)

1944 г

Сурово и достойно Несла свой тяжкий крест… (Исаковский)

1996 г

Радуйтесь, когда кругом все плачут, Что Россия гибнет на кресте (Ю.Ключников)

Неантропоморфные метафоры в изображении России

 Среди образов этого ряда наиболее распространены изображения страны как птицы. Очевидна здесь прямая и ассоциативная  связь с аналогичным изображением России в «Мертвых душах». Причем, интересно, что даже звенящий у гоголевской птицы-тройки  колокольчик, слышен уже у Есенина

— звени, звени, златая Русь

И появление птичьих крыл по метонимической ассоциации у него же

— О Русь, взмахни крылами

В начале же века у Блока обнаруживаем:

над Россией простер совиные крыла…

как птица тужит о детях.

Но ее судьба, чтобы их терзали ястреба

 В 1990-х  образ тройки как Руси почти перевернут:

Я и сама теперь в галоп боюсь..

Меня изрубцевали,

На части сбрую разодрали,

И вожжи брошены на произвол…

Подковы сбиты, коренной дрожит,

Кровавой пеной круп его покрыт…  (Ю. Максименко) 

  1. Образ хищника

Не менее интересные результаты можно увидеть, если сравнить представления России разных веков. Так, в прошлых столетиях страна часто представала в образах именно хищных зверей или птиц:

18-19 век

Львица (лев), орел (орлица) — Державин, Капнист, Хомяков, Ломоносов

На начало же 20 века хищниками изображены уже враги страны, а облик России представлен как:

  • Ласточка – у Нарбута

  • Корова – у Есенина

  • Сурок – у Пастернака

  • Светляк – у Клюева

  • Медведь – у Городецкого, Северянина

Также интересно, что если в полете творческих устремлений поэты Серебряного века неслись в своих ассоциациях с птицей-тройкой по неизвестному, но просветленному пути, то уже конец столетия активно забывает о полете и представляет Россию в качестве домашнего скота:

  • Загнанная тройка
  • Дойная корова

В середине же века в период кровавой войны образ страны снова получает крылья  — как мечту о мирном идеале. Это крылья и пенье соловья.

1944

 Соловьиное горло — Россия  (А. Прокофьев)

  1. Образ воскрешения

В первую очередь, это изображения страны как птицы Феникс. Эта метафорическая модель напрямую связана с символикой посмертного «восстания из пепла» и ассоциировалась в поэзии начала века с революционными событиями и последующим за ними преображением России. Во всяком случае, ее трепетно ожидаемым воскрешением.

1918 г

России нет — она себя сожгла…

Истлей, Россия,

И царством духа расцвети!  (М.Волошин)

1985 г – период перестройки

народ

Из праха возродит Россию. (Ю. Максименко)

1990-е – ожидания окончились, акценты снова поменялись:

 Россия кончилась, Помпея началась (С. Соколкин)

На самом деле все неантропоморфные образы России, каких в поэзии в поэзии 20 века было не так много, можно собрать по определенным группам:

  • Привычно-бытовая

Покойный уголок, сад, огород (Маяковский, Есенин) — береза, ракита, лес

  • Географическая

родная Галилея, Новая Америка, Третий Рим, Индия духа (Гумилев, Блок, Соловьев, Волошин)

  • Мифическая — вертоград, рай, ад и т.д.
  • Домашняя

мир, отчий дом, хмурая изба (Николаева, Горбовский, Селивинский)

  • Старославянская

православная, святая, крещеная, судный час, юродивая и т.д.

Наша презентация по теме

Таким образом, для каждой из метафорических моделей облика России, используемой в поэзии прошлого века, характерен и свой набор смыслов и средств для этого образа, а также их трансформация в зависимости от уровня и содержания исторической наполненности периода.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.