Киноавангард в России 20 века: истоки развития, достижения и идеи

 Истоки происхождения и развития киноавангарда в России 

Авангардистские течения 20 века охватили все сферы искусства, в том числе кино. Развитие киноавангарда имело ряд особенностей и характеризовалось значительным влиянием традиций дореволюционного кино — продукта творческого симбиоза культуры Серебряного века и русского модерна. До революции широкую популярность среди образованной публики (благодаря влиянию датского кинематографа) имел жанр салонно-психологической драмы, отличительными чертами которого были:

  • панорамирование и эффектные мизансцены;
  • выразительность композиции.

Действие фильмов, как правило, разворачивалось в социальных верхах или в среде творческой интеллигенции. Характерными персонажами были безукоризненно одетые мужчины и томные женщины. В основе сюжета лежали любовные переживания и интриги, итогом которых, как правило, была смерть героев.
Среди актеров на пике популярности находились Вера Каралли, Вера Холодная, Иван Мозжухин, среди режиссеров – Яков Протазанов, Евгений Бауэр, Владимир Гардин. Отдельный интерес представляли экспериментальные ленты, снятые такими титанами режиссерской мысли того времени как Всеволод Мейерхольд («Портрет Дориана Грея»).
Менее образованная и богатая публика отдавала предпочтение:

разбойничьим мелодрамам («Сонька — золотая ручка», «Антон Кречет»),

комическим («Лысый и певица»)

и псевдо-бытовым («Тайна Нижегородской ярмарки») кинокартинам.

Материалом для создания фильмов выступали литературные труды как классического («Анна Каренина», «Пиковая дама»), так и модернистского толка. Особенно популярны были затрагивающие вопросы свободной любви, феминизма и ницшеанства работы таких прозаиков-новаторов той поры как Евдокия Нагродская или Анастасия Вербицкая.
Революция 1917 года ознаменовала появление новой парадигмы общественного развития. Глубинная трансформация затронула все области общественной жизни. Не стала исключением и сфера кино. Прежние сюжетные линии теряли свою актуальность, дореволюционные режиссеры подвергались арестам или мигрировали за границу. Формировалось лицо будущего советского киноавангарда, специфика которого была обусловлена рядом факторов и явлений.

Теоретико-практические достижения дореволюционного кинематографа России

Так, Бауэр расширил художественные горизонты киносъемки. Именно он впервые, еще до открытий Петра Кулешова, начал использовать приемы монтажа, например, компонование единого пространства из отдельно отснятых объектов, экспериментировал с освещением и композицией кадра, а также стал автором знаменитой теории кинонатурщика. А Яков Протазанов выступил режиссером фантастической картины «Аэлита» — одного из самых ярких образцов авангардистских веяний в кино.
Тенденции и стилевые особенности американского кино. Российских режиссеров – авангардистов привлекали своеобразие и вариативность жанрового ряда (вестерны, гангстерские ленты), использование монтажа, сюжетная экспрессия и динамичность. Разнообразные формы и средства выразительности открыла для советского кинематографа американская комическая школа во главе с Чарли Чаплиным и Гарольдом Ллойдом.
Особое значение для становления киноавангарда в России имела одиозная картина Дэвида Гриффита «Нетерпимость», построенная на использовании параллельного монтажа, позволившего органично переплести между собой четыре сюжетные линии.
Значительно позже источником для вдохновения будут выступать немецкие (экспрессионизм) и шведские (природа как герой фильма) киноленты.
Пробы и искания на театральном поприще. Опыты Мейерхольда, Евреинова, Таирова, Кулешова, в частности, в области использования элементов пантомимы в постановочной деятельности, способствовали формированию уникальной эстетики киноавангарда, а экспрессия и выразительность художественного языка во многом определялись интересом к народному театру и комедии масок.

Театральная среда являлась стартовой площадкой для профессионального развития многих знаменитых деятелей кино:

  • Эйзенштейн и Юткевич были театральными художниками в студии Фореггера;
  • Григорий Козинцев не только делал росписи театральных декораций, но и поставил (совместно с Леонидом Траубергом) спектакль «Женитьба»

Новаторский язык модернистской литературы. Особое место занимала поэзия Маяковского, который говорил, что «кино болен», и футуризм должен стать своего рода лекарством и очистить кинематограф от морали и медлительности прошлых лет. Сам Маяковский нередко выступал в роли сценариста и актера.

 Авангардное кино в России: идеи и достижения
Творческое полотно киноавангарда в России 20 века было весьма многообразно. Его сущность составляли разноплановые технические достижения и новаторские идеи, выходившие далеко за рамки дореволюционных стандартов.
1.Монтажная эстетика. Использование техники монтажа значительно расширило художественные и пространственные границы киносъемки и позволило воплотить одну из важнейших идей авангарда – построение новой реальности из окружающего мира. В исследовании и развитии специфики киноязыка, в частности, монтажа, важную роль сыграл Лев Кулешов.

Эффект Кулешова

Эффект Кулешова

Так называемый «Эффект Кулешова» заключался в формировании нового смысла при соединении двух разных кадров. А проведенный им «географический» эксперимент, в свою очередь, показал, что композиционно стройная организация действий актеров в сопряженных кадрах вызывает у зрителя восприятие фильма как единого, гармонично связанного пространства. Кроме того, Кулешов одним из первых увидел в кинематографе возможность создания идеального человека, реализовать которую можно было посредством монтажа крупных планов отдельных, наиболее выразительных частей тела разных людей.

Д.Вертов. "Киноглаз"

Д.Вертов. «Киноглаз»

Эта идея была созвучна представлениям режиссера Дзиги Вертова – одного из теоретиков документалистики. Он полагал, что объектив камеры («киноглаз») при помощи монтажа должен производить новые смыслы и создавать новую реальность.
2. Эксцентрика и мюзикхоллизация как важные формообразующие и продуцирующие новые смыслы составляющие. Авангардисты видели во всевозможных проявлениях низовой культуры движущие силы будущего и противопоставляли их традиционным канонам. Именно поэтому ранние работы многих режиссеров были наполнены трюками, акробатическими номерами, превращениями. Дух эксцентрики также заключался в одном из ключевых учений киноавангарда 20 века – «монтаже аттракционов». Его разработкой занимался Сергей Эйзенштейн. Под «аттракционом» он понимал любой элемент постановочного действия (фильма, спектакля), побуждающий человека (зрителя) производить определенные психо-эмоциональные реакции.

Кинематограф для Эйзенштейна – не средство передачи информации, а способ направленного влияния на эмоции зрительской аудитории.

Несколько другие принципы стали базисом еще одного его учения — теории интеллектуального монтажа, в основе которой лежал принцип ассоциаций. Противопоставления кадров в фильмах («Октябрь», «Иван Грозный») порождали в сознании зрителя определенные образы (ассоциации), облегчая понимание сложных идей.
Актерская игра также во многом строилась исходя из установки на монтаж и отточенную выразительность мимики и движений. Авангардисты считали, что «салонных» актеров должны заменить натурщики, виртуозно владеющие своим телом. Оттачивая пластичность и экспрессию жестов, используя элементы акробатических трюков и цирковых выступлений, артист мог изобразить любую необходимую эмоцию. Мастерские по подготовке натурщиков являлись первыми актерскими школами.
Свои взгляды и идеи лучшие представители киноавангарда (Вертов, Кулешов, Эйзенштейн) часто отражали в манифестах, которые, как правило, отличались радикальной направленностью. Сам кинематограф 20—х гг. 20 века представлял собой явление, порожденное революцией и проникнутое ее идеями. Для киноавангардистов революция означала полное нивелирование старого миропорядка с его принципами и законами и создание чистого, свободного от влияния прошлых лет творческого полотна. В историко-революционных эпопеях, получивших особую популярность в середине 20-х гг., главным героем выступала масса или передовые ее представители. В прокате появились такие фильмы как «Арсенал» Довженко, « Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина. Для жанра были характеры метафоричность, экспрессивность, обобщение, направленность на обоснование неизбежности революционных волнений.
Советское авангардное кино старалось занять нишу искусства, объемно отражающего реалии своего времени. Широкое распространение получили такие жанры как сатирическая комедия и комедийная мелодрама. Действие фильмов, как правило, разворачивалось в городе – масштабной творческой площадке, идеально подходящей (в отличие от деревни) для изображения в монтажной эстетике.

 Советский киноавангард: взаимосвязь с другими областями искусства

Кинематограф активно впитывал достижения других областей искусства.

  • С театром взаимодействие строилось по линии творческого взаимообогащения и профессионального совершенствования. Кинорежиссеры оттачивали свое мастерство на театральной арене, многие выдающиеся актеры театра (Василий Качалов, Михаил Чехов) блистали и на большом экране.
  • Взаимосвязь с литературой ярко проявлялась в идейно — теоретической области: написанием сценариев занимались многие талантливые литераторы: Шкловский, Эрдман, Маяковский.
  • Художественные искания и практическая взаимопомощь стали почвой для сотворчества живописи и кино. Некоторые кинорежиссеры (Кулешов, Бауэр и Довженко) имели художественное образование, а ряд художников – авангардистов получил известность благодаря созданию уникальных декораций. Так, Александра Экстер участвовала в работе над «Аэлитой», Александр Родченко занимался оформлением множества картин, среди которых — «Ваша знакомая» Кулешова, а Варвара Степанова проявила свой талант в создании декораций для фильма «Отрыв».
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий