Лев Кулешов: теоретик, режиссер, экспериментатор кино

Имя Льва Кулешова тесно связано с научными изысканиями в различных областях советского киноискусства. Киноязык, технология съемки, техника монтажа: исследовательская активность Кулешова охватывала фактически все сферы кинематографической мысли.

Начало творческое деятельности. Формирование концепции специфики кино. Монтаж как основа кинематографии

Кулешов

Лев Кулешов

Его творческое мировосприятие формировалось под воздействием многогранного опыта. Так, Евгений Бауэр, для картин которого Кулешов создавал декорации, развил в нем интерес к проблеме изобразительности в кино. Параллельно Кулешов изучал достижения американской кинематографии; особенно его привлекал динамичный детективный жанр, характеризующийся слаженным и выверенным узором движений актеров. Именно этот жанр режиссер считал наиболее перспективным и отвечающим актуальным интересам публики.
К 1920-му году, уже имея за плечами первую самостоятельную кинопостановку, Кулешов приступил к работе в Московской государственной школе кинематографии в качестве преподавателя.
Режиссер активно занимался теоретической работой.

В первой половине 20-х гг. он сформулировал концепцию специфики кино, положения которой, несмотря на ряд верных для своего времени умозаключений, характеризовались поверхностностью и противоречивостью изложения материала. Область искусства Кулешов рассматривал с позиций рационализации и организации труда. Он резко критиковал технический примитивизм и дилетантизм, которые должны были уступить место новым прогрессивным художественным формам и методам. Среди всех сфер искусства кино он считал наиболее тесно связанным с жизнью революционного времени и предлагал все интеллектуальные и творческие силы сосредоточить на его развитии.
Как и все «новаторы», Кулешов выступал за отмежевание кинематографа от драматического театра: кино – не суррогат театра, а особое творческое пространство, где ключевым инструментом выражения художественный мысли является монтаж – уникальный, рожденный кино и присущий только ему элемент. Но, говоря об основополагающей роли построения кадров (кадросцепления) в кинематографии, Кулешов игнорировал исключительную важность их содержания. В зрелый период творчества он отказался от столь радикальной позиции.

Таким образом, несмотря не формалистский подход и идеалистические представления, Кулешов первым в российской и зарубежной практике отметил конструкторские, моделирующие (новую реальность, время, пространство) возможности монтажа.

Расширение области исследований: изучение проблем изобразительности в кино и рационализации фильмопроизводства.

Сфера исследовательской деятельности Кулешова не ограничивалась одним направлением. Он занимался изучением различных кинематографических вопросов, таких как:

  • Проблема изобразительного построения фильма

Интерес к этой теме в нем сформировался благодаря влиянию Евгения Бауэра. Однако Кулешов пошел дальше своего учителя и попытался выявить основной закон построения кадров. В своих изысканиях он руководствовался принципом создания киноленты из большого количества коротких кусков и соблюдения композиционной стройности и лаконичности кадра. Впоследствии эти идеи он высказывал и в книге «Искусство кино».
Такой рационалистский подход зачастую лишал картины Кулешова эмоциональной выразительности, превращал их в некий схематичный кинопродукт, но стремление сделать транслируемый материал более ясным, доступным и понятным для зрителя было прогрессивным для своего времени явлением.

  • Рационализация кинодела

Особенностью конструктивистского подхода, который применял в своей деятельности Кулешов, являлась высокая организованность всех структурных процессов. Совершенствование материально-технических основ фильмопроизводства, следование единому режиссерскому сценарию, жесткая профессиональная дисциплина и постоянство коллектива съемочной группы – главные положения, которым следовал и которые отстаивал Кулешов. Работая в данных направлениях, он внес значительный вклад в модернизацию и качественное перерождение национальной кинематографии.

  • Изучение специфики актерской игры

По мнению Кулешова, кинематограф, благодаря своим уникальным возможностям, более не нуждался в гиперболизированной мимике и жестикуляции актеров; театральные декорации, грим и парики смотрелись на экране неестественно грубо и фальшиво. Искусство кино требовало реалистичности: безбутафоричности, театральных условностей и художественных прикрас, без «актерства; ему нужны «натурщики» — люди, представляющие интерес для «кинематографической обработки» благодаря своим физическим и артистическим данным.

Кулешов создал собственную мастерскую «кинонатурщиков» и вместе со своими учениками-единомышленниками (Пудовкин, Хохлова, Фогель) исследовал специфику актерской игры. Учитывая особенности немого кино, повышенное внимание Кулешов уделял спортивной подготовке актеров, оттачиванию техники движений, четкости показываемого действия, передаче динамики и экспрессии. Труд «натурщиков» Кулешов нередко сравнивал с физическим трудом.

В 1924 г. он снял фильм «Приключения мистера Веста в стране большевиков», в котором задействовал фактически всех своих учеников. Картина получила противоречивую оценку критики и общественности. С одной стороны, фильм отличался высоким уровнем режиссерского и операторского исполнения, уникальными монтажными приемами. С другой стороны, практически не была отражена заложенная автором сценария поэтом Н. Асеевым сатирическая основа сюжета — идейно-содержательное значение фильма свелось к нулю. Создавать на экране яркие характерные образы не позволяло и отрицание Кулешовым так называемого «театрального» метода переживания.

Поздний период творчества. Значение исследовательской деятельности Кулешова

Такая же эклектичная природа оказалась свойственна и двум его последующим картинам: «Лучу смерти» и «По закону». В последней, однако, была предпринята попытка отойти от канонов «реалистичности» в сторону метода переживания. Актеры смогли показать на экране сильные эмоции, но глубину и многообразие чувств передать не удалось.
Несмотря на творческие неудачи в практической сфере, теоретические изыскания Кулешова открыли новую страницу русской кинематографии.

Именно он фактически ввел понятие «режиссерская культура», обнаружил смыслозадаюшую и преобразующую функции монтажа, внес значительный вклад в развитие актерской школы. В итоге его активная исследовательская деятельность способствовала формированию статуса кино как особого независимого вида искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий