Имя Льва Кулешова тесно связано с научными изысканиями в различных областях советского киноискусства. Киноязык, технология съемки, техника монтажа: исследовательская активность режиссера охватывала фактически все сферы кинематографической мысли.
Творчество Кулешова – теория о монтаже, “Азбука кинорежиссуры”
Его творческое мировосприятие формировалось под воздействием многогранного опыта.
Так, Евгений Бауэр, для картин которого он создавал декорации, развил в нем интерес к проблеме изобразительности в кино. Параллельно мастер изучал достижения американской кинематографии; особенно его привлекал динамичный детективный жанр, характеризующийся слаженным и выверенным узором движений актеров. Именно этот жанр режиссер считал наиболее перспективным и отвечающим актуальным интересам публики.
К 1920-му году, уже имея за плечами первую самостоятельную кинопостановку, Кулешов приступил к работе в Московской государственной школе кинематографии в качестве преподавателя.
Режиссер активно занимался теоретической работой.
В первой половине 20-х гг. он сформулировал концепцию специфики кино, положения которой, несмотря на ряд верных для своего времени умозаключений, характеризовались поверхностностью и противоречивостью изложения материала. Область искусства режиисер рассматривал с позиций рационализации и организации труда. Он резко критиковал технический примитивизм и дилетантизм, которые должны были уступить место новым прогрессивным художественным формам и методам. Среди всех сфер искусства кино он считал наиболее тесно связанным с жизнью революционного времени и предлагал все интеллектуальные и творческие силы сосредоточить на его развитии.
Как и все «новаторы»,он выступал за отмежевание кинематографа от драматического театра: кино – не суррогат театра, а особое творческое пространство, где ключевым инструментом выражения художественный мысли является монтаж – уникальный, рожденный кино и присущий только ему элемент. Но, говоря об основополагающей роли построения кадров (кадросцепления) в кинематографии, режиссер игнорировал исключительную важность их содержания. В зрелый период творчества он отказался от столь радикальной позиции.
Таким образом, несмотря не формалистский подход и идеалистические представления, Кулешов первым в российской и зарубежной практике отметил конструкторские, моделирующие (новую реальность, время, пространство) возможности монтажа.
Кулешов как теоретик кино
Сфера исследовательской деятельности режиссера-теоретика не ограничивалась одним направлением. Он занимался изучением различных кинематографических вопросов, таких как:
- Проблема изобразительного построения фильма
Интерес к этой теме в нем сформировался благодаря влиянию Евгения Бауэра. Однако Кулешов пошел дальше своего учителя и попытался выявить основной закон построения кадров. В своих изысканиях он руководствовался принципом создания киноленты из большого количества коротких кусков и соблюдения композиционной стройности и лаконичности кадра. Впоследствии эти идеи он высказывал и в книге «Искусство кино».
Такой рационалистский подход зачастую лишал картины автора эмоциональной выразительности, превращал их в некий схематичный кинопродукт, но стремление сделать транслируемый материал более ясным, доступным и понятным для зрителя было прогрессивным для своего времени явлением.
- Рационализация кинодела
Особенностью конструктивистского подхода, который применял в своей деятельности Кулешов, являлась высокая организованность всех структурных процессов. Совершенствование материально-технических основ фильмопроизводства, следование единому режиссерскому сценарию, жесткая профессиональная дисциплина и постоянство коллектива съемочной группы – главные положения, которым следовал и которые отстаивал режиссер. Работая в данных направлениях, он внес значительный вклад в модернизацию и качественное перерождение национальной кинематографии.
- Изучение специфики актерской игры
По мнению режиссера, кинематограф, благодаря своим уникальным возможностям, более не нуждался в гиперболизированной мимике и жестикуляции актеров; театральные декорации, грим и парики смотрелись на экране неестественно грубо и фальшиво. Искусство кино требовало реалистичности: безбутафоричности, театральных условностей и художественных прикрас, без «актерства; ему нужны «натурщики» – люди, представляющие интерес для «кинематографической обработки» благодаря своим физическим и артистическим данным.
Кулешов создал собственную мастерскую «кинонатурщиков» и вместе со своими учениками-единомышленниками (Пудовкин, Хохлова, Фогель) исследовал специфику актерской игры. Учитывая особенности немого кино, повышенное внимание Кулешов уделял спортивной подготовке актеров, оттачиванию техники движений, четкости показываемого действия, передаче динамики и экспрессии. Труд «натурщиков» Кулешов нередко сравнивал с физическим трудом.
В 1924 г. он снял фильм «Приключения мистера Веста в стране большевиков», в котором задействовал фактически всех своих учеников. Картина получила противоречивую оценку критики и общественности. С одной стороны, фильм отличался высоким уровнем режиссерского и операторского исполнения, уникальными монтажными приемами. С другой стороны, практически не была отражена заложенная автором сценария поэтом Н. Асеевым сатирическая основа сюжета – идейно-содержательное значение фильма свелось к нулю. Создавать на экране яркие характерные образы не позволяло и отрицание Кулешовым так называемого «театрального» метода переживания.
Значение исследовательской деятельности Кулешова
Такая же эклектичная природа оказалась свойственна и двум его последующим картинам: «Лучу смерти» и «По закону». В последней, однако, была предпринята попытка отойти от канонов «реалистичности» в сторону метода переживания. Актеры смогли показать на экране сильные эмоции, но глубину и многообразие чувств передать не удалось.
Несмотря на творческие неудачи в практической сфере, теоретические изыскания Кулешова открыли новую страницу русской кинематографии.
Именно он фактически ввел понятие «режиссерская культура», обнаружил смыслозадаюшую и преобразующую функции монтажа, внес значительный вклад в развитие актерской школы. В итоге его активная исследовательская деятельность способствовала формированию статуса кино как особого независимого вида искусства.