Звуковое кино в СССР: первые шаги навстречу

Рождение звукового кино в СССР. Эксперименты Тагера и Шорина

Появление звука для кинематографа стало маркером обновленческих тенденций. Расширились его эстетические и функциональные границы, изменилась сама концепция кинематографии: синхронизация изображения и звука усилила внимание, интерес и доверие публики к тому, что происходило на экране. Вырос авторитет, обнажились необъятные возможности кинематографа по оказанию воспитательного, агитационного и других типов воздействий на массы.

В России эксперименты в области звука начали проводиться в конце 19 — начале 20 века. Первопроходцем в этом направлении стал А. Виксцемский, создавший в 1889 г. аппарат, производивший фонографическую запись звука. В начале 20 века появились посвященные этой теме работы И.Полякова и С. Лифшица. Но основные изыскания и достижения в сфере аудиовизуальных технологий, во многом инициировавшие рождение профессионального звукового кино, принадлежали П. Г. Тагеру и А. Ф. Шорину.
В 1926 году Тагером была разработана система звукового кино («Тагефон»), позволяющая полностью синхронизировать звук с изображением вне зависимости от настроек кинопроектора. Его изобретение получило высокую оценку советских властей и начало активно применяться в фильмопроизводстве. В частности, система Тагера была использована для съемок первого художественного звукового кино в СССР – драмы «Путевка в жизнь», вышедшей в прокат в 1931 г.
А.Ф. Шорин занимался изучением различных аспектов радиофикации и связи. Им были разработаны системы оптической и механической звукозаписи. Аппарат Шорина под названием «шоринофон», представленный и в портативном варианте, применялся при создании репортажей.

Манифест Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова. Дзига Вертов о появлении звукового кино

Официальной датой начала эры звукового кино принято считать 1927 г. – год выхода американской картины «Певец джаза». В СССР же приход звуковой революции сопровождался противоречивостью реакций и плюрализмом мнений:

  • Сергей Эйзенштейн, Владимир Пудовкин и Григорий Александров выпустили манифест «Будущее звуковой фильмы».

В этом заявлении, опубликованном практически сразу после выхода американского шедевра, были высказаны кардинально отличающиеся от западной кинофилософии взгляды на будущее звукового фильмопроизводства. Главным расхождением стал вопрос синхронизации экранного действия и фонограммы. Основной идеей, от которой отталкивались отечественные специалисты, было понимание монтажа как ядра кинематографии, его главного изобразительного инструмента. Синхронизации звука и изображения усиливала, по их мнению, центробежные силы каждого отдельного кадра, наделяя его самостоятельностью. Тем самым разрушалась «культура монтажа», суть которого – в сопоставлении отдельных частей пленки. Исходя из этого, единственным созидательным способом использования звука (речи, музыки, шумов) в фильмотворчестве являлся отказ от синхронности со «зрительными образами».

  • Согласно позиции Дзиги Вертова, приход звука открыл новые возможности для развития документальной кинематографической мысли. И в данном контексте вопрос совпадения или несовпадения изображения и его акустического сопровождения был не важен.

В звуковой революции Вертов увидел безграничный потенциал для отображения «звучания» повседневной жизни. Надо отметить, что еще в 1925 г. в одной из своих статей, затем в 1929 в работе «От «киноглаза» к «радиоглазу» Вертов фактически предугадал появление единого кинематографического аудиовизуального пространства.

Первое документальное звуковое кино Вертова — «Симфония Донбасса» — появилось в 1930 г. Это был уникальный эксперимент для режиссера, обнаживший его профессиональный интерес к исследованию «искусства шума».

 Первое звуковое кино в России. Выход фильма «Путевка в жизнь»

Звук приобретал все большее значение в изменении характера кино, совершенствовании его технико-технологических основ:

  • в марте 1928 г. в здании Физического института в Москве состоялась первая общественная демонстрация «говорящей фильмы».
  • осенью 1928 г. на базе Всесоюзного Электротехнического института была создана лаборатория звукового кино, которую возглавил П.Г. Тагер. Результатом проводимой исследовательской деятельности стало появление нескольких типов звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.
  • в марте 1930 г. были запущены работы по созданию звуковой кинофабрики имени «Рот Фронт», в стенах которой и проходили съемки «Путевки в жизнь».

Эта картина, отмеченная в 1932 г. наградой I Международного Венецианского кинофестиваля, еще не являлась полностью звуковой в современном понимании этого слова. Опираясь на наследие немого кино, она отличалась содержанием большого числа пояснительных надписей и малым количеством диалогов. Но, несмотря на это, первый отечественный художественный звуковой фильм сумел завоевать признание за рубежом. Права на его прокат были выкуплены 26 иностранными государствами.

Развитие звукового кино в СССР: совершенствование методов и приемов

Природа звукового кино продолжала видоизменяться. Выход фильмов «Одна» (1931 г.) Л. Трауберга и Г. Козинцева, «Окраина» (1933 г.) Б. Барнета, «Александр Невский» (1938 г.) С. Эйзенштейна стали наглядным свидетельством совершенствования технических звукомодулирующих систем; трансформации самой парадигмы звучания в кино.
Возможности звукового кинематографа не просто позволяли «слышать» речь актеров, они создавали особую аудиовизуальную атмосферу фильма. Акустический рисунок кинолент становился все более насыщенным и разнообразным, детерминируя рождение новых смыслов и функционального контента.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий