Начало XIX столетия вошло в историю русской литературы как эпоха возникновения писательства как общественно значимой профессии. Вместо безликого «сочинителя» XVIII века в эти годы на авансцену впервые вышли профессиональные литераторы – люди, живущие литературным трудом, самостоятельно мыслящие и влияющие на общественное мнение.
Естественно, что представители новой профессии стремились объединяться в определенные сообщества и кружки, позволяющие оказывать друг другу поддержку и вместе двигаться в избранном направлении. И так же естественно, что главным признаком, по которому литераторы делились на группы, стало отношение к традициям прошлого – борьба с ними или их защита.
Творческие объединения писателей – новаторов активно боролись с консерваторами за внимание читающей публики. Так, в Москве существовало «Дружеское литературное общество», в Петербурге – «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Представители этих литературных кружков стремились обновить русскую словесность, приблизить её к европейским нормам.
Противники реформ также активно участвовали в литературной жизни. Одним из важнейших объединений 1810-х годов была «Беседа любителей русского слова», собравшая в своем составе основных сторонников классицизма.
Идеи и состав кружка Державина
В феврале 1811 в Санкт-Петербурге открылось новое литературное общество под названием «Беседа любителей русского слова». Его участниками были прежде всего литераторы старшего поколения, защищавшие поэтические каноны XVIII века и с неодобрением относившиеся к поэтическому новаторству «школы Жуковского».
Заседания общества происходили в доме Г.Р.Державина. В числе членов кружка были сам Г.Р.Державин, И.А.Крылов, С.А.Ширинский-Шихматов, А.С.Шишков и другие.
Собрания «Беседы» проходили в строго академическом, официальном духе. У общества имелся строгий устав, велись протоколы каждой встречи. Издавался журнал, предназначенный для публикации произведений авторов «Беседы» (всего вышло 19 номеров этого издания). Проходили публичные чтения стихов, басен и пьес, написанных авторами «Беседы». Эти литературные вечера неизменно вызывали большой общественный резонанс, посещать их было модно и престижно.
«Беседа» играла значимую роль в литературной жизни России, ее идеи активно обсуждались, решительно принимались или столь же резко отвергались представителями разных литературных течений; равнодушных практически не было.
Но после смерти духовного лидера организации, Г.Р.Державина, в 1816 году, общество прекратило собираться. Кроме потери покровителя, были и другие причины для гибели их союза: читатели, воспитанные на романтической поэзии Шенье и Байрона, уже не могли интересоваться одической поэзией, написанной по канонам XVIII века. Новое вино нуждалось в новых мехах, новое содержание – в новой форме. Классицизм безвозвратно уходил в прошлое. Жизнь диктовала свои законы: романтизм полновластно вступал в свои права.
Эстетика “Беседы” – принципы за и против
Многие историки литературы оценивают «Беседу» как организацию открыто ретроградную, пытавшуюся задержать развитие русской литературы. Немалую роль в этом сыграло творчество поэтов из кружка «Арзамас», высмеивавших представителей «Беседы». В произведениях Пушкина и его друзей «Беседа» представала перед читателями как собрание бесталанных стариков, из зависти пытающихся оклеветать и опорочить талантливую молодёжь. Само название общества, созданного великими Г.Р.Державиным и И.А.Крыловым, для значительной части читательской аудитории стало ассоциироваться с воинствующей графоманией, а имена ряда его членов (например, графа Хвостова) стали нарицательными для бездарных поэтов.
Но ситуация с эстетическими взглядами авторов «Беседы» была вовсе не так проста. Многие литературные деятели державинского круга часто производили весьма смелые творческие эксперименты. Басни Крылова в чём-то были ближе к русской разговорной речи, чем творчество многих молодых авторов «Арзамаса». Шаховской был весьма талантлив как комедиограф. Н.И.Гнедич вошел в историю как крупный специалист по античности и автор лучшего перевода «Илиады» Гомера на русский язык.
Авторы «Беседы», подобно Дон-Кихоту, стремились защитить свои идеалы, в которые верили искренне и самоотверженно. Их творчество зачастую было само по себе весьма достойным (хотя и в нем, естественно, случались просчеты и ошибки). Но их служение устаревшим канонам прошлого выглядело смешно на фоне начинающегося расцвета русского романтизма. Поэтому поэты поздней державинской плеяды в сознании русского читателя отошли на второй план по отношению к В.А.Жуковскому, К.Н.Батюшкову, А.С.Пушкину.
Но сильные стороны творчества авторов «Беседы» не пропали втуне. Умелое развитие патриотических традиций русской литературы и прочувствованный общественный пафос, свойственный Крылову, Гнедичу и другим представителям общества, спустя десятилетие привлекли внимание поэтов декабристского круга. Произведения «Беседы» стали школой как для отрицавших их уроки Пушкина и Батюшкова, так и для следовавших им Грибоедова, Катенина и многих других крупных писателей 1820-х годов. Значительное влияние творчества лучших представителей этого общества заметно и в ранней поэзии и драматургии М.Ю.Лермонтова – прежде всего в гражданской лирике и опытах вольного стиха.
Таким образом, влияние «Беседы» как одной из отправных точек для развития русской поэзии первой четверти XIX века сказалось практически на всех литераторах эпохи – как через принятие ее творческих канонов, так и через их отрицание или обновление