М.А.Врубель: характеристика творчества, произведения

«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»

( А.Я.Головин)

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)- одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века.

панно суд париса

М.Врубель. Панно «Суд Париса»

Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса

У истоков русского символизма и модерна

Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.

М.Врубель. Авторпортрет

М.Врубель. Авторпортрет

В его творчестве соединяются две тенденции реалистическая и романтическая, на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у Врубеля – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.

Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы символы, заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».

Основные темы картин художника

М.Врубель "Богоматерь с младенцем"

М.Врубель «Богоматерь с младенцем»

Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.

Центральная тема творчества мастера —  это образ Демона, ставший для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ  привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии, эту работу уничтожил.

М.Врубель иллюстрации к "Демону" Лермонтова

М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова

В 1890 году художник создал задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру.Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот образ показан более жестоким.

В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», которую в то время больше никто  не пытался иллюстрировать.

М.Врубель "Демон поверженный"

М.Врубель «Демон поверженный»

В 1898 году Врубель возвращается к теме «Демона», после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).

Царевна-Лебедь

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова.

Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению Пушкина. Пророк стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»

Врубель – универсальный мастер

Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках. Он создавал: монументально-декоративные панно («Фауст»), произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики), декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.

Художественный средства

Основу колорита живописца составляют три цвета:

• золотистый;

• пурпурный (цвет зари)

• сине-лиловый (цвет ночи и неба).

Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.

Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый Врубель использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы. Например, у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов; в созданных в поздний период  «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.

М.Врубель "Голова пророка"

М.Врубель «Голова пророка»

У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.

Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранёность форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин –плоскостны.

В последних работах живописца намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам  изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Девизом его жизни и творчества — «Истина в красоте».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: М.А.Врубель: характеристика творчества, произведения

  1. Lizard_Ego говорит:

    Врубель для меня художник вневременной. Конечно, его произведения отмечены стилем модерн, но они выходят за рамки. Работу с цветом Врубеля можно изучать бесконечно. Когда я рассматривала в Третьяковской галерее полотно «Демон сидящий», вблизи оно разлеталось на множество осколков цвета, а на отдалении хаос отдельных мазков складывался в образ. Палитра тонов — на тончайших нюансах — передает едва уловимые движения души персонажей художника.

  2. Екатерина говорит:

    Обожаю его Демона и Царевну Лебедь. Великий художник с необычайно сложной и трагической судьбой. Его Демон такой реалистичный, потому, что он рисовал то, что реально видел и с чем боролся. Это как арт-терапия, только невероятно талантливого художника.

  3. ostar говорит:

    Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. И, хотя художник был отослан в Венецию дорабатывать икону, и позировали ему итальянки, образ Эмилии Праховой был слишком узнаваем. Считается, что ревность профессора Прахова причина того, что Врубеля не включили в число художников для росписи ещё одного собора Киева, Владимирского, хотя живописец готовил уже эскизы. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям.

Добавить комментарий