Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далеком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство. А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры. Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы. А для того, чтобы их украсить, и понадобились художники.
Так появилась настенная живопись Киевской Руси. Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской. Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты. Также писали иконы, которыми украшали внутреннее пространство церквей. Эти виды изобразительного искусства и есть живопись Киевской Руси.
Живопись Софийского собора в Киеве
Первый каменный храм, Десятинная церковь, не уцелел – пал под натиском татаро-монгол, похоронив под собой и спасающихся киевлян, и первые образцы древнерусской живописи. Но вот София Киевская выстояла, пережив и войны, и революции, и сталинские времена.
Этот собор сохранил уникальные росписи, выполненные древними мастерами. Монументальная живопись Киевской Руси представлена здесь во всем величии. И русские, и византийские живописцы трудились бок-о-бок, прославляя своим искусством великого Бога. Как оказалось, на тысячелетия.
И сейчас захватывает дух, когда смотришь на пронзительный взгляд Богоматери Оранты, величественно и по-матерински поднявшей руки к небу. Так, будто просит у небесного Отца добра и благополучия для всей Руси. Этот образ является олицетворением Софии – Премудрости Божьей и занимает всю алтарную апсиду данного храма.
В центральном куполе этого киевского собора изображен – Христос Вседержитель Пантократор. Со всех сторон, как благословение, на него падает свет, что отвечает первоначальному замыслу архитекторов – прославить Бога, посеять в народе любовь и веру в него.
Но не только прославление христианства, а и свое мировоззрение, глубокую философию, представления о красоте воплотили авторы в настенной живописи собора. Ведь здесь не только изображены библейские фигуры, но и картины из светской жизни. Наряду с архангелами, апостолами и святыми изображались земные, но такие же воодушевленные правители – Ярослав Мудрый со своей семьей и императоры византийские Константин и Юстиниан. Посредством живописи передавались не только библейские сцены и сюжеты, но и совсем не касающиеся религии образы простых людей из народа: скоморохов, бойцов, музыкантов и танцоров, и даже ипподром. Монументальная живопись периода Киевской Руси– это прежде всего грандиозные произведения, сохранившиеся в Софийском соборе.
Византийский канон в древнерусской живописи
Образы святых писались с учетом выработанных в византийской живописи канонов. Так, византийский канон живописи предполагал следующее написание:
- Овал лица изображали удлиненным,
- нос – прямым и длинным,
- рот – маленьким, губы: верхнюю – тонкой, а нижнюю – пухлой,
- глаза – широко открытыми.
- Выражение лица святых должно было быть бесстрастным, строгим и даже суровым.
- Канонизированы были и библейские сюжеты, изображавшиеся на стенах собора.
Иногда такие каноны в живописи Древней Руси нарушались, и наряду с суровыми аскетическими лицами появлялись черты славянского типа: широкие, округлые лица с мягкими линиями. Многие фрески (например, святители в апсиде) напоминают собой портретные изображения – иконы, только написанные на стене.
Таким образом, фрески Софии Киевской можно считать истоками иконописной традиции Руси.
Фрески и мозаики собора Софии Киевской
Фрески украшают боковые стены собора, а также галереи, башни, хоры:
- «Сошествие Христа в ад»;
- «Сошествие Святого Духа»;
- «Портрет семьи Ярослава Мудрого»;
- «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Воин»;
- «Святой Николай», «Святая Варавара», «Святая Надежда»;
- «Явление архангела Валааму»;
- «Император Константин»,«Император Юстиниан»;
- «Единоборство архангела Михаила с Иаковом»;
- «Архангел», «Святой Георгий» и другие.
Мозаики занимают подкупольную и алтарную часть собора:
- «Христос Вседержитель» (Пантократор);
- «Оранта» (Богоматерь);
- «Архангелы»;
- «Евангелист Марк», “Евангелист Иоанн», «Матфей»;
- «Благовещение» (сюжет из Святого Письма);
- «Севастийские мученики»;
- «Деисус» (Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя);
- «Евхаристия» (обряд Святого Причастия);
- «Святительский чин»;
- «Апостол Павел», «Иерей» и многие другие, в том числе и орнаменты.