Живопись Киевской Руси: виды, жанры, каноны Софии Киевской

Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далеком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство. А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры. Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы. А для того, чтобы их украсить, и понадобились художники.

Так появилась настенная живопись Киевской Руси. Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской. Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты. Также писали иконы, которыми украшали внутреннее пространство церквей.   Эти виды изобразительного искусства и есть живопись Киевской Руси.

Живопись Софийского собора в Киеве

София Киевская - мозаика "Оранта"

Мозаика «Оранта» в Софии Киевской

Первый каменный храм, Десятинная церковь, не уцелел – пал под натиском татаро-монгол, похоронив под собой и спасающихся киевлян, и первые образцы древнерусской живописи. Но вот София Киевская выстояла, пережив и войны, и революции, и сталинские времена.

Этот собор сохранил уникальные росписи, выполненные древними мастерами. Монументальная живопись Киевской Руси представлена здесь во всем величии. И русские, и византийские живописцы трудились бок-о-бок, прославляя своим искусством великого Бога. Как оказалось, на тысячелетия.

И сейчас захватывает дух, когда смотришь на пронзительный взгляд Богоматери Оранты, величественно и по-матерински поднявшей руки к небу. Так, будто просит у небесного Отца добра и благополучия для всей Руси. Этот образ является олицетворением Софии – Премудрости Божьей и занимает всю алтарную апсиду храма Софии Киевской

В  центральном куполе  этого киевского собора изображен — Христос Вседержитель Пантократор. Со всех сторон, как благословение, на него падает свет, что отвечает первоначальному замыслу архитекторов – прославить Бога, посеять в народе любовь и веру в него.

Но не только прославление христианства, а и свое мировоззрение, глубокую философию, представления о красоте воплотили авторы в настенной живописи собора. Ведь здесь не только изображены библейские фигуры, но и картины из светской жизни. Наряду с архангелами, апостолами и святыми изображались земные, но такие же воодушевленные правители – Ярослав Мудрый со своей семьей и императоры византийские Константин и Юстиниан. Посредством живописи передавались не только библейские сцены и сюжеты, но и совсем не касающиеся религии образы простых людей из народа: скоморохов, бойцов, музыкантов и танцоров, и даже ипподром. Монументальная  живопись периода Киевской Руси– это прежде всего грандиозные произведения, сохранившиеся в Софийском соборе.

Роспись центрального купола Софии Киевской

Христос Вседержитель — Пантократор.

Образы святых писались с учетом выработанных в византийской живописи канонов. Так, византийский канон живописи предполагал следующее написание:

  • Овал лица изображали удлиненным,
  • нос – прямым и длинным,
  • рот – маленьким, губы: верхнюю – тонкой, а нижнюю – пухлой,
  • глаза – широко открытыми.
  • Выражение лица святых должно было быть бесстрастным, строгим и даже суровым.
  • Канонизированы были и библейские сюжеты, изображавшиеся на стенах собора.

Иногда такие каноны древнерусской живописи нарушались и наряду с суровыми аскетическими лицами появлялись черты славянского типа: широкие, округлые лица с мягкими линиями. Многие фрески (например, святители в апсиде) напоминают собой портретные изображения — иконы, только написанные на стене.

Таким образом, фрески Софии Киевской можно считать истоками иконописной традиции Руси.

N.B. Фрески и мозаики собора Софии Киевской:

Фрески украшают боковые стены собора, а также галереи, башни, хоры:

  • «Сошествие Христа в ад»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Портрет семьи Ярослава Мудрого»;
  • «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Воин»;
  •  «Святой Николай», «Святая Варавара», «Святая Надежда»;
  •  «Явление архангела Валааму»;
  •  «Император Константин»,«Император Юстиниан»;
  • «Единоборство архангела Михаила с Иаковом»;
  • «Архангел», «Святой Георгий» и другие.

Мозаики занимают подкупольную и алтарную часть собора:

Роспись купола в Софии Киевской

Алтарная апсида и центральный купол Софии Киевской

  •  «Христос Вседержитель» (Пантократор);
  •  «Оранта» (Богоматерь);
  •  «Архангелы»;
  •  «Евангелист Марк», «Евангелист Иоанн», «Матфей»;
  •  «Благовещение» (сюжет из Святого Письма);
  •  «Севастийские мученики»;
  • «Деисус» (Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя);
  •  «Евхаристия» (обряд Святого Причастия);
  •  «Святительский чин»;
  •  «Апостол Павел», «Иерей» и многие другие, в том числе и орнаменты.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская живопись с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Живопись Киевской Руси: виды, жанры, каноны Софии Киевской

  1. Уведомление: Древнерусская живопись 12-15 веков: школы, жанры, стили, мастера

  2. Уведомление: Русская живопись 18 века - искусство русского портрета

  3. Аросс говорит:

    Нормас

  4. Николай говорит:

    огромное спасибо)

  5. Уведомление: "Благословенная" выставка: царский изограф Ушаков в Третьяковке

  6. Уведомление: Храм в православии: его идея, история и описания

Добавить комментарий