Православный храм — история, архитектура, убранство

Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются православные храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.

История храма как сооружения

Древние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его  божественную статую.

Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.

Поэтому

— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?

Для первых христиан Бог жил в сердце человека.
Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь религией целых стран. Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.
Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.

Описание первого храма христиан

Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:

• Оглашенных
• Верных
• Пастырей

По такому же принципу разворачивается и весь ансамбль храма:

план христианской базилики

Первый православный храм в плане (византийская базилика)

• Двор (атриум)
• Помещение у входа (нартекс)
• Основное помещение (наос)
• Святое место (алтарь, апсида)

Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.
Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.

Можно подытожить:

Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную картину мира этой культуры.

Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе образ жизни живущего в нем человека.

Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:

  • теологические (религиозные доктрины),
  • космогонические (происхождение мира) представления.

Идея православного храма и её история

Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (православие как ортодоксия). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:

• Дольную (земную)
• Горнюю (небесную)

Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.

София Константинопольская (фото внутреннего пространства)

Храм Софии Константинопольской

Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.

К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.

И хотя мы имеем и Киевскую Софию, но это — уже другой тип храмового сооружения.

Православный храм и идея обожения

София в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:

• Центр купола – Христос
• Простенки — фигуры апостолов
• Паруса сводов – фигуры евангелистов
• Столбы храма – изображения святых и отцов Церкви
• Стены храма – изображения земной жизни Спасителя

Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.
В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.