Главный иконописец царя: работы Симона Ушакова в Третьяковке

Уникальная экспозиция, составленная из работ самого известного иконописца и графика 17 века Симона Ушакова, открылась в Третьяковке. Выставка готовилась на протяжении 30 лет и включила образцы изографического творчества, предоставленные 17 музеями и частными коллекционерами. Около 50 икон под авторством Ушакова сохранилось до наших дней.

Большая их часть представлена на обозрение зрителей в галерее, в том числе

«Спас Нерукотворный» (1661 г.) и «Богоматерь Киккская» (1668 г.).

Первая в музейной истории выставка работ самого главного мастера-иконописца Оружейной палаты преследует цель познакомить широкую аудиторию с особенностями и отличительными признаками авторского стиля, сформировать правдивый образ личности Ушакова благодаря представленной подборке биографических фактов.
Симон Ушаков вырос в Москве. В 22 года, получив высокую оценку своего таланта при дворе царя Алексея Михайловича, стал служить мастером при Оружейном приказе. В его обязанности входило создание эскизов для изготовления разнообразной дворцовой утвари, разработка рисунка узоров для рукоделия, начертание планов и карт.

Параллельно Ушаков писал образа для церковного и домашнего пользования, расписывал храмовые стены и вскоре приобрел славу самого искусного московского изографа. В 1664 году был переведен в качестве старшего иконописца в Оружейную палату, где в полной мере получил развитие его неповторимый изобразительный стиль.

С.Ушаков. Спас Нерукотворный, 1661

С.Ушаков. Спас Нерукотворный, 1661

17 век в иконографии характеризовался идейной дуалистичностью: академичная византийская манера написания ликов святых, господствующая в Средневековье, стала претерпевать влияние западноевропейских тенденций Нового времени, пропагандирующих реалистичность образа и композиционную глубину. Ушаков пытался гармонично совместить два этих стиля, комбинируя строгость классических канонов с приемами нового фряжского письма, стремящегося к передаче достоверности облика.

В этом сочетании родилось ключевое художественное открытие мастера

  •  жизненная правдивость образа,
  • стремление передать характерность, движение, фактуру, объем и цвет ликов.

На выставке в Третьяковке, в разделе ранних работ мастера, можно увидеть самые первые образцы «живоподобного» стиля.

С.Ушаков. Богоматерь Новоникитская, 1678

С.Ушаков. Богоматерь Новоникитская, 1678

Ушаков одним из первых разработал и применил физиогномический (индивидуализированный) тип изображения и реалистичное написание фоновых атрибутов, что нашло яркое отражение в более поздних его творениях («Богоматерь Новоникитская»,1678 г.).

Экспозиция достаточно обширна и, помимо икон, включает филигранные гравюры по металлу в исполнении Ушакова («Семь смертных грехов», «Отечество»), произведения его учеников (Филиппова, Милютина, Ухтомского), а также разноплановые архивные материалы.

Продлится выставка до 10 января 2016 года.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.