Культура русского Просвещения — идеи, особенности, противоречия

Противоречия и специфика эпохи

Эпоха русского Просвещения имеет ряд отличий от западноевропейского образца. Особенность этого периода в России состоит в том, что если во Франции классицизм, поставленный на службу реализации абсолютистских идей, предшествовал Просвещению, то в России он был призван сопутствовать ему и реализовывать его. В Европе мысли о внесословной человеческой важности, равенстве творческого потенциала и о человеческих чувствах, созвучных природе, стали итогом поступательного буржуазно-демократического развития.

В России же эти идеалы противоречили и крепостному праву, и образцу национального устройства, воплощенному в самодержавии, и консервативному православию, ориентированному на мессианство и «предание», и попранию свобод личности, и отсутствию права.

Этим, во многом, объясняется то, что в рамках отечественной культуры получили параллельное развитие две взаимоисключающие эстетические системы

– сентиментализм и классицизм –

ориентированные на диаметрально противоположные художественные установки (личность и государство, частное право и общественная польза, космополитические мотивы и национальные, чувства и разум, зов сердца и дисциплина), которые, вместе с тем, не мешали обеим системам в равной степени исповедовать идеалы просветительской эпохи.

Вопросы и идеи русского Просвещения

Русское Просвещение XVIII века, невзирая на свою внутреннюю противоречивость, послужило толчком к стремительному распространению в России образцов европейской мысли – работ Руссо и Вольтера, деистских и масонских идей, отвергающих просвещённый абсолютизм и официальную церковь. Но только при всём интересе отечественного общества к свободомыслию и натурфилософии, идеи, связанные с атеизмом и материализмом, особой популярности в среде отечественных просветителей не получили. Виной тому – специфика местной культурной секуляризации, отличавшейся противоречивостью и непоследовательностью.

Умы просвещённого дворянства в большей степени занимали эстетические и нравственно-религиозные вопросы:

  • что есть красота природы – «храмины естества»?
  • насколько правомерна дворянская привилегированность?
  • как исправить нравы и нравственно усовершенствовать общество?
  • насколько значительна личность и само людское существование?
  • каковы пути духовного роста и совершенствования личности?

В подобных вопросах примирялись взгляды совершенно разноплановых мыслителей: Щербатова и Кантемира, Радищева и Новикова, Десницкого и Конисского, Карамзина и Фонвизина, Елагина и Лопухина.
Интересно и то, что во второй половине XVIII века стала активно распространяться сатира – в театре, журналах и поэзии. Она стала своеобразным публицистическим средством, призванным реализовать идеалы Просвещения в обществе, которое практически не изменилось ни в идеологическом плане, ни в социально-политическом.

«Екатерининское Просвещение». Сворачивание просветительских процессов

Становлению русской культуры в XVIII веке неизменно сопутствовала нестабильность: дворцовые перевороты, фаворитизм, политические интриги, борьба за влияние в бюрократическом аппарате, череда реформ и контрреформ. «Век Екатерины» принёс консолидацию сил просвещённого дворянства. Правящая элита сформировала своеобразный альянс с элитой духовной, возникли условия для либеральной перестройки государства на основах конституционной монархии (подписанный Екатериной «Указ» Комиссии уложения), государство стало на путь поступательного преобразования. Фигура Екатерины II, благодаря её социально-политической и культурной программе, получает признаки медиативного фактора социокультурного развития. Однако Крестьянская война Емельяна Пугачева приводит к активизации охранительных тенденций в культуре и сворачиванию программы «официального либерализма». Разворачивается борьба с инакомыслящими Новиковым и Радищевым, замораживается конституционный проект Фонвизина и Панина, под запрет попадают масонские ложи, вводится государственная цензура.

Духовная культура, отделённая от власти, начинает подозреваться в антиправительственных помыслах и оппозиционных настроениях. Так, например, после публикации в 1790 году радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», наполненного критикой крепостничества, самодержавия, социальной несправедливости и других преступлений против «человеческого естества», автор произведения был назван императрицей «бунтовщиком хуже Пугачёва».

Идейный оппозиционер рассматривался отныне в качестве политического врага, который был гораздо опаснее бунтовщика и самозванца, ввергнувшего страну в пучину гражданской войны и практически приведшего власть к национальной катастрофе.

Таким образом, едва сформировавшаяся к концу XVIII века единая дворянская культура русского Просвещения оказалась расколота на два противоборствующих лагеря – либерально-реформистский и консервативно-охранительный. Это и обусловило те драматические процессы и противоречия, которые присущи классической русской культуре XIX столетия.

Отгадать кроссворд по этой теме — здесь

Попробовать решить кроссворд о самой императрице Екатерине — здесь 

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий