Экскурс: русская литература — вчера, сегодня, завтра

Прошлое.

История русской литературы насчитывает века. Древнерусская литература мало знакома иностранному читателю, да и наши соотечественники, кажется, знают о ней весьма приблизительно. Если вдумаются, то назовут «Слово о полку Игореве». Люди православные вспомнят «Житие протопопа Аввакума» или других русских святых, но не как литературные тексты, а как тексты церковные. Хотя это, безусловно, тоже русская литература.
Более знакомо читателю классическое наследие

Пушкин начинает этот практически бесконечный список как родоначальник классической русской литературы и литературного русского языка. Золотым веком отечественной классики стал век этого поэта и его окружения, не менее талантливых (Вяземский, Дельвиг, Батюшков, Баратынский…).
Середина XIX века славна именами Гоголя, Лермонтова, Толстого. Достоевского, Тургенева, Гончарова и многих, многих других.
Предшественником века Серебряного стала поэзия Иннокентия Анненского. Это век принес русским читателям поэзию Блока, Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Волошина, прозу и драматургию Чехова…

Переворот 1917 года поделил русскую литературу на два больших потока: литературу тех, кто жил и работал в СССР (Замятин двадцатых годов, Пастернак, Булгаков, Ахматова, Мандельштам, Гроссман…), и тех, кто писал свои произведения в изгнании (Бунин, Набоков, Газданов, Ходасевич, Берберова…).

Можно говорить о противоречивости этого периода советской русской литературы, потому что одним авторам удавалось печататься на родине, другим приходилось писать «в стол». Однако, без всяких сомнений, их судьба была связана с этой страной, жили они здесь и сейчас. Их произведения находили своего читателя, хотя достаточно часто после смерти автора и при смене политической обстановки («Мастер и Маргарита» Булгакова, «Реквием» и «Поэма без героя» Ахматовой, «Жизнь и судьба» Гроссмана…).

Особая роль в осмыслении нашей жизни принадлежит двум изгнанникам, литераторам, сыгравшим грандиозную роль в развитии русской литературы XX века и ее мировом признании, — это Александр Солженицын и Иосиф Бродский.

Настоящее.

Во времена перестройки, т.е. во второй половине восьмидесятых годов XX века, к читателю вернулись произведения многих и многих. Но потом произошло то, что, пожалуй, определило развитие современной русской литературы в настоящем.

Если во все прошедшие годы,

классическая русская литература была для читателя источником нравственного осмысления истории, жизни и судьбы, играла подчас роль исповедника и пророка,

то с воцарением капиталистического рынка, появлением «безудержных» СМИ и масс-медиа, в также новых вызовов жизни, современная литература стала просто современной литературой, которую читают. И от того, что читают и покупают, зависят тиражи, продажа. Это и не плохо, но и не так хорошо, как хочется.  Так обстоят дела с литературой во всем мире. Однако и сейчас работают писатели, известные и любимые здесь и там (В.Пелевин, В.Сорокин, Д.Быков, Шишкин, О.Славникова…. )

Современная русская литература проходит испытание постмодернизмом.

Будущее.

Сложно говорить о будущем нашей литературы. Можно лишь сказать, что осмысление действительности (крупных событий, потрясений), по оценке многих литературоведов и критиков, происходит примерно через полвека.

Поживем – увидим.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Экскурс: русская литература — вчера, сегодня, завтра

  1. CathGorch говорит:

    Время, бесспорно, всех нас рассудит, отсеет книги-однодневки. Критерий международной известности автора, думаю, позвояляет достаточно точно выделить стоящие произведения.

  2. Natasha2012 говорит:

    Меня радует одно, что нас неплохо учили в школе. Ведь мы имеет представление о древней литературе:Слово о полку Игореве» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мы имеем представление о классической литературе: Пушкин, Одоевский, Тютчев, Гоголь,Герцен, Ломоносов и другие поэты и писатели. Мы знаем писателей и поэтов 20 века: Бунина, Цветаеву, Горького и многих других. Мы зачитывались книгами о Великой Отечественной войне: Шолохова, Симонова, Фадеева. Мы изучали Семенова и Шукшина, братьев Стругацких и Вайнеров. Мы читали Бродского и Евтушенко, Ахмадулину и Окуджаву. Для каждого периода существовала своя литература, которую, несомненно надо изучать и знать. Современная литература — это в основном популярные, однодневные издания, в основном криминального или любовного жанра. Но я думаю, что классическая литература никогда не изживет себя, потому что в ней душа человека, его чувства, его патриотизм, его любовь к Человеку!

  3. Илья говорит:

    Русская классическая литература никогда не уйдет на второй план. В школьные годы всем навязывали читать на летних каникулах, удовольствия это не доставляло. Но повзрослев, начинаешь гордиться бессмертными трудами наших писателей. Классика, это как рубашка в клетку, всегда будет актуальна, и я уверен, что моим детям также будут прививать любовь к «правильной» культуре.

  4. Уведомление: Золотой век русской живописи: графика, портрет, натюрморт, пейзаж

  5. jaroslav3 говорит:

    Русская литература проходит период постмодернизма? Очень странно. Как можно говорить о постмодернизме, если между модернизмом и постмодернизмом стоял еще соцреализм?! Неразумно. Если мы современных писателей ставим в разряд одного направления, то мы должны осмыслить их, как творцов, имющих общее. А что общего у Сорокина и Пелевина, Геласимов и Маканина, Быкова и Толстой? Только время. Хотя время-хороший показатель. «Господин мой время». К чему делать искусственные направления? Зачем творческую личность заключать в рамки? Да символисты, романтики, классицисты, но они создавали литературу, делали ее заново вместе с языком, современные писатель пришел на все готовое и его даже жаль, что не может ничего нового сказать, я в этом уверена, все — повторение пройденного.

  6. woldemar_1020-ad говорит:

    Статья, повествует о ярких периодах русской литературы. Но, что определяет эту «яркость», какие критерии оценки. «Слово о полку Игореве», наверное, потому что оно (Слово) одно из немногих, сохранившихся произведений тех времен. Пушкин, Лермонтов красиво высказывали свое субъективное восприятие происходящего. Булгаков, Чехов, Толстой, Солженицын описывали недостатки общества, в котором жили. Фантасты, как и прежде, развивают тему научно-технического прогресса. Все это говорит о том, что в большинстве своем, писателя формирует время и обстоятельства, побудившие его к написанию. Манера и качество изложения не оспаривается. Полностью согласен с выводом автора, который сводится к тому, что время всех рассудит.

  7. Уведомление: Русская критика и современное искусство: цели, задачи, значение

  8. Уведомление: Русская литературная критика 18 века

Добавить комментарий