Прошлое
История русской литературы насчитывает века, мы попробуем дать ей краткий обзор.
Древнерусский период мало знаком иностранному читателю, да и наши соотечественники, кажется, знают о нем весьма приблизительно. Если вдумаются, то назовут «Слово о полку Игореве». Люди православные вспомнят «Житие протопопа Аввакума» или других русских святых, но не как литературные тексты, а как тексты церковные. Хотя это, безусловно, тоже русская литература.
Более знакомо читателю ее классическое наследие.
Пушкин начинает этот практически бесконечный список как родоначальник классической русской литературы и литературного русского языка. Золотым веком отечественной классики стал век этого поэта и его окружения, не менее талантливых (Вяземский, Дельвиг, Батюшков, Баратынский).
Середина XIX века славна именами Гоголя, Лермонтова, Толстого. Достоевского, Тургенева, Гончарова и многих, многих других.
Предшественником века Серебряного стала поэзия Иннокентия Анненского. Это век принес русским читателям поэзию Блока, Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Волошина, прозу и драматургию Чехова
Переворот 1917 года поделил отечественную литературу на два больших потока:
- литературу тех, кто жил и работал в СССР (Замятин двадцатых годов, Пастернак, Булгаков, Ахматова, Мандельштам, Гроссман),
- и тех, кто писал свои произведения в изгнании (Бунин, Набоков, Газданов, Ходасевич, Берберова…).
Можно говорить о противоречивости этого периода советской русской литературы, потому что одним авторам удавалось печататься на родине, другим приходилось писать «в стол». Однако, без всяких сомнений, их судьба была связана с этой страной, жили они здесь и сейчас. Их произведения находили своего читателя, хотя достаточно часто после смерти автора и при смене политической обстановки («Мастер и Маргарита» Булгакова, «Реквием» и «Поэма без героя» Ахматовой, «Жизнь и судьба» Гроссмана).
Особая роль в осмыслении нашей жизни принадлежит двум изгнанникам, литераторам, сыгравшим грандиозную роль в развитии русской литературы XX века и ее мировом признании, – это Александр Солженицын и Иосиф Бродский.
Настоящее
Во времена перестройки, т.е. во второй половине восьмидесятых годов XX века, к читателю вернулись произведения многих и многих. Но потом произошло то, что, пожалуй, определило развитие современной русской литературы в настоящем.
Если во все прошедшие годы,
- классическая русская литература была для читателя источником нравственного осмысления истории, жизни и судьбы, играла подчас роль исповедника и пророка,
- то с воцарением капиталистического рынка, появлением «безудержных» СМИ и масс-медиа, в также новых вызовов жизни, литература современности стала просто современной литературой, которую читают.
И от того, что читают и покупают, зависят тиражи, продажа. Это и не плохо, но и не так хорошо, как хочется. Так обстоят дела с литературой во всем мире. Однако и сейчас работают писатели, известные и любимые здесь и там (В.Пелевин, В.Сорокин, Д.Быков, Шишкин, О.Славникова. )
Современная русская литература проходит испытание постмодернизмом.
Будущее
Сложно говорить о будущем нашей литературы. Можно лишь сказать, что осмысление действительности (крупных событий, потрясений), по оценке многих литературоведов и критиков, происходит примерно через полвека.
Поживем – увидим.