Реализм И.А.Бунина

Современники воспринимали И.А.Бунина писателем школы Чехова. Действительно, это автора и Чехова роднит многое:

  • пристрастие к жанру рассказа,
  • точность детали,
  • описание характеров и обстановки и многое другое.

Но долгая писательская жизнь Бунина позволяет говорить о нем как о самобытном русском прозаике.

Его раннее творчество посвящено теме уходящих дворянских гнезд

(«Антоновские яблоки»).

Отношение писателя отчасти ностальгическое, отчасти реалистическое, он прекрасно понимает, что на смену дворянству приходит купечество, зажиточное крестьянство. Дворяне уже не могут ( не в силах) быть ведущей составляющей общества. В 1910-х годах Бунин создает и крестьянские типы. При этом он видит в русской деревне начала века много отрицательных черт. Мрак и грязь видит писатель и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни деревни. Даже тогда, когда он говорит о богатстве, богатырстве русского характера. Таков герой рассказа

«Захар Воробьев»,

одаренный недюжинной силой, мечтающий о жизненном подвиге и чувствующий в себе силу этот подвиг совершить, но подвиг этот — выпить чуть ли не один глотком целую четверть вина, выйти на дорогу и умереть.

Вместе с тем писателя интересуют не только темы российской действительности. Его интересуют и вечные темы любви и смерти. В рассказе

«Братья»

автор говорит об этой теме на экзотическом материале: сила чувства рикши- таитянина и англичанина различны (принципиально здесь и то, что герои не имеют собственных имен, они обозначены по национальности, что вносит в сюжет элемент обобщения). Дитя природы, рикша естествен в любви, его любовь сильнее в своих проявлениях, чем любовь европейцев, его смерть от несчастной любви трагична и естественна как слияние с природой. Она же побуждает англичанина рассуждать о холодности европейского характера, о неумении полно жить и чувствовать. И все же в названии рассказа есть обобщение: люди на этой земле братья.

Созданные писателем образы чрезвычайно индивидуальны. Но когда мы читаем его рассказы, нас не оставляет впечатление о том, что перед нами проходят типы русской деревни ( щеголь Шаша, сын богатого купца, прихорашивается, чтобы еще раз быть избитым на ярмарке и закончить свою жизнь на паперти, Иоанн Рыдалец — юродивый, похороненный вместе с помещиком, сумасшедший, которого после смерти считают святым, Аверкий из рассказа

«Худая трава»,

всю жизнь работавший на других, вернувшийся умирать к жене, светло ждет своей смерти, радостно переживающий окружающее).

Автор выражает свою позицию неназидательно, Бунину чужды социально-политические оценки до революции, но в то же время каждый рассказ писателя вызывается определенные чувства, которые возникают у читателя благодаря мастерству автора. Писателя скорее интересуют характеры, положения, вечные чувства. Одно из таких чувств — любовь. Любовь для писателя — чувство священное. Даже история чужой любви может возбуждать чувства необыкновенные

(«Грамматика любви»).

Бунин — мастер композиции. Примером такой необыкновенной композиции и мастерства писателя является рассказ

«Легкое дыхание».

История короткой жизни гимназистки Оли Мещерской рассказана так, что мы сначала узнаем о ее гибели, а затем уже о том, что и почему произошло.

Для этого автора крайне важна достоверность детали, которая может быть не связана с повествованием, но создает неповторимый колорит. В повестях и рассказах писателя много описаний природы, много звуков, запахов, которые помогают создать достоверность повествования. Так важны в

«Господине из Сан-Франциско»

описания героя и его жены и дочери, портреты матросов, контраст композиции ( смерть героя дана в контрасте с описанием живого господина из Сан-Фрациско, самодовольного, богатого, едущего на отдых в Европу). Образы, созданные писателем, становятся символами ( корабль «Атлантида» — символ всего человечества, сильного и жалкого, гордого и ничтожного, одинаково исполненного чувства несчастья и вины, преступления и наказания).

При создании образов Бунин подчас использует темы и сюжеты своих предшественников, но решает проблему совершенно иначе. Примером может быть рассказ «Петлистые уши», в композиции, героях, обстоятельствах которого есть полемика с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Тот же гнетущий, ночной Петербург, разговор в пивной, два собеседника героя рассказа Соколовича, тема беседы — убийство, теория героя и т.д. Но философия Соколовича — это философия убийцы, не терзаемого душевными муками. Соколович убивает проститутку (абсолютно не похожую на Сонечку Мармеладову) просто «из-за одного любопытства».

Бунин — нобелевский лауреат, творчество его было оценено человечеством как творчество удивительного мастера русской прозы. Даже в эмиграции писатель оставался верен русской теме, практически все его произведения посвящены России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Реализм И.А.Бунина

  1. Уведомление: Реализм в литературе Серебряного века

  2. Уведомление: История русской литературы кратко

Добавить комментарий