Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Фольклорная сказка — виды, особенности жанра и поэтики

Изначально жанровое своеобразие фольклорной сказки — это :

  • одушевление сил природы,
  • фантастический элемент,
  • счастливый конец,
  • постановка вечных проблем,
  • положительные и отрицательные герои,
  • оптимизм,
  • образность,

а также поэтика фольклора:

  •  повтор, устойчивые обороты,
  • стандартные зачин и концовка,
  • сравнения, образы-символы,
  • параллелизм, постоянные эпитеты,
  • юмористический элемент.

Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, сказки о животных.

Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Обращение к жанру сказку не только отвечало самому таланту Салтыкова-Щедрина, не только позволяла проходить рогатки царской цензуры, но и наиболее органично соответствовало задачам автора — открыто высказаться о тех социальных вопросах и проблемах, которые волновали самого писателя и его современников.

» …неизменный предметом литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»(Салтыков-Щедрин)

Герои и адресаты

По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки. Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.

Адресат сказок, по определению самого автора,

«дети изрядного возраста»,

то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.

Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы

Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»,

далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени , что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:

«…хоть и глупый у нас помещик, а разум ему дан большой».

Использует писатель и прием гротеска (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:

«…оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе особенный победный крик , среднее между свистом, шипеньем и рявканьем».

Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.

Темы сказок

Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа

(«Как один мужик двух генералов накормил», «Коняга»),

против прекраснодушных интеллигентов

(«Карась-идеалист»),

против хамства, грубости, невежества власть имущих

(«Медведь на воеводстве»)

Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской социальной сатиры второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.